Джион – буддийский термин, иероглифы которого означают "любовь" и "доброта" (добродетель), окинавское название переводится как "гонг храма". Считается, что название ката получила от названия китайского храма, монахи которого применяли технику, зашифрованную в ней. Джион относят к Томари-тэ, так же как Джиин и Джиттэ, это подтверждается положением рук в начале и конце этих ката, которое копирует китайское приветствие.
Трудные элементы в ката отсутствуют, поэтому её часто выполняют на соревнованиях и экзаменах те, для кого ката является "слабым звеном" обязательным для продвижения по "аттестационной лестнице". По словам Масатоши Накаяма "в спокойных и гармоничных движениях ката Джион таится неистовый дух борьбы".
Ката состоит из 47-ми позиций и выполняется за 60 секунд. Действия выполняются мощно, как и в других ката Шорэй-рю.
- пункты 3 и 6 - chudan-kakewake-uke - "крест" & "протягивание" - пункты 4-5 и 7-8 стенограммы - штампующий удар ногой - пункты 18, 19, 20 и 21 - переход на kagi zuki
Интересен момент исполнения какиваке уке, пункты 3 и 6 стенограммы:
Заметил склонность современныx практикующиx "протягивать" руки вперёд перед "крестом" и разведением. Назову (условно) исполнение без "протягивания" - крест.
На просмотренныx видео вижу следующее:
Шираи - крест Асаи - крест Кавадзое - крест Эноеда - крест Ямагучи - крест - во втором ролике, чуть вытягивает Танака - крест Казе - крест
Миямото (шотокай) - очень ярко выражено протягивание Итагаки - протягивание
Оно понятно, что "пляшут" все от понимания применения. Кто как делает? Мне ближе с "протягиванием", получается "предудар" (в горло например) перед какиваке уке. Какие будут мнения? С уважением ко всем участникам. Яр
За долгие годы занятий я перевидал и перепробовал много вариантов исполнения классических ката. Самое удивительное, что "вариации" допускались различными мастерами с высокой степенью, находящихся в рамках одной организации Как правило, они лояльно относятся к подобным "разночтениям" и не сильно придираются к ним на аттестационных экзаменах. Что касается какэваке-уке, то его тоже делают и объясняют по-разному. Приведу только два "характерных" варианта
Вариант первый - освобождение от захвата; Наиболее популярное объяснение, однако, когда захват уже взят, освободиться от него таким образом НЕВОЗМОЖНО! Необходимо предпринять это действие тогда, когда пальцы противника едва коснулись вашей одежды на груди. "Предудар" здесь очень актуален, и выполнять (обозначать) его лучше всего по глазам. Если же захват уже взят, и противник тянет вас к себе, то действия идут в обратном порядке - удар предплечьями скрещенных рук в локтевые сгибы противника с немедленной атакой горла или глаз шуто, тэйшо или ура-кэн (перевёрнутый кулак). Вариантов множество, опмсанный более всего похож на механизм какэваке-уке.
Вариант второй - защита от прямого удара кулаком; Выполняется комбинированная защита - на скрещивании рук тэйшо-уке (или нагаши-уке) и последующим давящим удэ-уке (какэваке-уке), либо захватом. То есть вначале удар отклоняется левой ладонью, а затем атакующая рука прихватывается правой рукой. Такая тактика характерна для Годзю-рю, этого варианта наиболее часто придерживается Като-сэнсей.
В моём понимании, первый вариант - "протягивание", второй - "крест". Во всех, известных мне, ката какэваке-уке всегда выполняется медленно, поэтому для себя я остановился на "протягивании", так как при таком исполнении легче "растянуться" на вдохе и "сжаться" на выдохе.
В Джион (в этом моменте) используется позиция дзенкуцу (ещё и с продвижением вперёд), вывод - более вероятно, что противник толкает/наваливается чем тянет на себя. Далее, скорее попытка обxвата (тела) чем заxвата.
Вариант второй - защита от прямого удара кулаком - это интересно, спасибо! Только тогда у меня вопрос, а зачем тогда вообще именно какеваке уке, логичнее продолжить без него.. разве, что действительно приxватить..
Сам вижу атакующий вариант работы. То есть, превентивное нападение"вклиниванием" в защиту противника, раздвигая его руки, подготавливая последующую завершающую комбинацию. При таком рассмотрении не так уж и важно бьёт ли противник рукой или руки в защитной/подготовительной позиции. Всё одно происxодит вxод с сближением и страxовкой/раскрытием.
Мы склонны понимать движения ката очень буквально, на самом деле всё может развиваться иначе. Все жизненные хитросплетения предугадать невозможно, поэтому (моё мнение) в ката рассматривается "среднестатистическая" реакция на действия противника (-ов), а также "ультраправая" и "ультралевая", которая, в дальнейшем, станет основой для собственных импровизаций, применяемых в реальности.
Мне представляется, что для ТЕХНИКИ было бы неправильным противопоставлять силу силе. То есть, если противник, делая захват, двигается вперёд, не стоит переть ему навстречу. Лучше вытянуть его на себя, либо уклониться в сторону - ведь он может оказаться физически сильнее, а так вы используете его силовой импульс ему же во вред. Опережение с выходом вперёд выглядит логичнее, но если "вклиниться" в защиту противника, то дистанции для мае-гери уже не будет - здесь сработают только локти и колени. Вывод - не стоит искать моментальных и исчерпывающих однозначных ответов на отдельные действия или комбинации действий, из которых "собраны" ката, их не будет. Эти ответы на разных этапах познания будут разными. Анализировать ката необходимо, практиковать бункай нужно обязательно, но не нужно окончательно привязывать своё сознание к этим "шаблонам". Думаю так.