Хэйан Йондан – Мир и спокойствие Четвёртого уровня. Состоит из 27-ми движений. Содержит блоки дзёдан-хайшу-укэ, гедан-джуджи-укэ, освобождение от захвата какивакэ-укэ, маэ-гери и рэн-цуки, ёко-гери и эмпи-учи, шуто-учи и хидза-гери. Время выполнения 50 секунд. Следует обратить внимание на сохранение равновесия в стойке коса-дачи после скольжения вперёд с вертикальным уракэн-учи а также на качественное выполнение всех ударов ногами
В продолжение темы – вариант бункай второй связки ката Хейан Йондан: Jodan-haishu-uke & Gedan-seiken-juji-uke как UDE-KANSETSU-WAZA– «Загиб руки за спину».
RabotNik и Итагаки ранее высказывались по поводу ударных поверхностей в Migi-jodan-shuto-mawashi-uchi из ката Хейан Йондан. Хочу внести свою лепту в их диалог.
Считаю, что ШУТО МАВАШИ УЧИ не так уж прост, как кажется на первый взгляд. Это – очень универсальная техника. Достаточно будет сказать, что кроме традиционного удара ребром ладони ШУТО, в KarateSystem мы используем еще 3 варианта ударных поверхностей, на первый взгляд, нанося тот же удар ШУТО МАВАШИ УЧИ: 1) ТЕЙШО – основание ладони; 2) ХАЙШУ – тыльная сторона ладони; 3) Комбинированную поверхность на стыке ШУТО и ТЕЙШО, которую в восточных боевых искусствах принято называть «РУКА-ЛОПАТА». Постараюсь раскрыть эту тему чуть позже в разделе УДАРЫ РУКАМИ. Пока же предлагаю вашему вниманию видеоклип по теме: BUNKAI HEIAN YONDAN -”SHUTO UCHI HANGEKI” = Counterattack Against Punch, который раскрывает часть темы по ШУТО МАВАШИ УЧИ, а также подводит к пониманию назначения КОСА-ДАЧИ, ТАТЭ-УРАКЕН-УЧИ и для чего же нам нужен МАЕ-ГЕРИ ДЖОДАН в Хейан Йондан.
Хочу заметить, что при всей простоте исполнения данного ролика в рамках программы “Women's-defense”, все действия здесь продуманы и логичны. Достаточно сказать, что после такой комплексной обработки уязвимых точек противника: ШУТО – «сонная артерия», ТЕЙШО - подбородок, МАЕ-ГЕРИ – затылок, ОТОШИ-ЭМПИ – горло или яремная впадина, можно потом позволить себе повернуться спиной к упавшему противнику, как это делается в ката Хейан Йондан, будучи уверенным, что он повержен всерьез и надолго. В этом клипе мы не стали применять против своего же каскадера последующий за Отоши-эмпи ТАТЭ-УРАКЕН-УЧИ. На скоростях он очень травмоопасен, поскольку наносится с очень близкой дистанции в лицо опрокидываемого противника. Увы, даже эксперименты с его применением часто приводят к рассечению бровей и фингалам под глазом. Ну, а с точки зрения бункай – он логичен и весьма к месту.
В таком виде как в клипе, мы отрабатываем эту связку даже в детских группах. У ребят уровня хотя бы 5 кю она не вызывает затруднений в исполнении и нарабатывает понимание ценности стойки коса-дачи для резкого смещения центра масс тела вперед и как мудро заметил Итагаки «сваливания при помощи понижения своего центра тяжести и "раскладывание в плоскостях".
Комбинация мне очень понравилась, особенно "обкатывание" подбородка после шуто и применение мае-гери-кеагэ. В такой последовательности атак отпадает необходимость задней подножки, противник любого веса может быть отрокинут нисходящим ударом локтя в сочетании с "зашагиванием" в коса-дачи. Воздействие напоминает Ирими-нагэ в айкидо.
Ближайший родственник каратэ шотокан - Кунфу Шаолинь-цюань использует похожие техники в разделе ЦИННА. Мне они достались, почти что в наследство, из колыбели боевых искусств Шаолиньсы. Я имел возможность в течении 3 лет изучать нашего прапрадеда ШАОЛИНЬ-ЦЮАНЬ (в качестве экскурса к истокам) у очень эрудированного в части бункай таолу китайского инструктора из монастыря Шаолинь. Различия в наших родственных системах примерно такие же как в русском и украинском языках. Понять базу можно почти с ходу, лишь некоторые детали требуют проработки.
В одном очень хорошем художественном фильме, снятом по реальным событиям, один из главных героев (мастер ушу) говорит: "Всё похоже на ушу!" Это высказывание стало и моей поговоркой А фильм назывался "Сталь и шёлк", производство США. Рекомендую.
Еще раз хочу подчеркнуть, что ката каратэ несут в себе огромный потенциал боевого опыта мастеров прошлого и методика преподавания в нашей системе каратэ (Drobyshevsky Karate System) нацелена на то, чтобы возродить этот боевой опыт для нужд современности. К сожалению, многие современные системы каратэ, ориентированные на спорт могут передать другим поколениям лишь методику применения в спортивном поединке ГЯКУ-ЦУКИ и МАВАШИ-ГЕРИ. Базовый принцип каратэ «ИККЕН ХИСАЦУ» –«ОДНИМ УДАРОМ НАПОВАЛ» полностью реализуется в системе ножевого боя Karate System. «КАТА ВЕТРА» - Heian Yondan полностью отвечает потребностям ножевого боя. Не случайно, мы аннотируем видеоклип высказыванием Миямото Мусаши из ГОРИН НО СЁ «Книга Ветра»: “Мы не должны проигрывать, если деремся коротким мечом, не имея длинного”. Для всех скептиков, недооценивающих потенциал КАРАТЭ ШОТОКАН, мы говорим ещё проще: "КАТА - НЕ ТАНЦЫ, БРАТАНЦЫ! ИХ НЕ ТАНЦУЮТ, ИМИ ВОЮЮТ!"
Специально для Яра, который поблагодарил меня за эффекты предыдущего клипa (№33) с элементами изящного женского садизма на уровне Jodan ("ногой в затылок"), наша Таня расширила ассортимент с добавлением разнообразных блюд японской кухни, а именно: "ногой в шею","ногой в челюсть","ногой в грудак". И все это, заметьте, в пределах бункай одного элемента ката Хейан Йондан – KAKE WAKI UKE.
Всех адептов Шотокан, блюдущих чистоту стиля, просим извинить нас за обилие JODAN GERI KEAGE в наших вариантах бункай Хейан Йондан, мы сделали это намеренно, с целью развития базы IPPON-TECHNIQUES у наших учеников для нужд спортивного кумитэ. Можно бить и пониже, но во избежание демографических проблем мы бережем важные органы наших каскадеров.
Ну, а если серьезно, в своих клипах мы стараемся раскрывать глобальные вещи. И такие спецы как Игорь и Яр не зря оценивают наши труды. Сопоставление и соединение ШУТО и КАКЕВАКИ дает специалистам огромный потенциал по осознанию практической ценности техник каратэ для обезоруживания противника, вооруженного любыми видами холодного оружия.
Кстати, хотя мы официально в этом видео раскрываем секреты КАКЕВАКИ, параллельно мы показываем для чего нам в действительности нужен РЕН-ЦУКИ. ОСС!
Если я всё правильно понял, то в показанных роликах применяется одно и то же воздействие на ударную руку (напоминающее Никаджо), для того, чтобы избежать атаки ножом. В случае с какэваке-уке у Татьяны нет возможности сделать второй шаг, как это делают ребята в защите с шуто-уке, поэтому она применяет удар ногой, позволяющий довести действие к логическому завершению. Этот опережающий удар не позволяет противнику пустить в ход свободную руку, а это немаловажно. На мой взгляд, ребята тоже могли делать "транзитный" удар левой ногой по нижнему уровню, дабы обезопасить себя от возможного продолжения атаки. Кин-гери здесь вовсе не обязателен, колено и голень тоже хорошие мишени.