- Сенсэй Яхара, последний раз вы были в Москве 10 лет назад. Как, на ваш взгляд, изменился город? Как вам понравилась Москва?
- Действительно, Москва изменилась очень сильно. Первое, что бросается в глаза, - это экономические изменения. Когда я приезжал в Россию раньше, было трудно что-либо купить в магазинах. Сейчас ты едешь по Москве и видишь множество различных магазинов, видишь, как на улицах продаются фрукты, - это очень отрадно. В этом, пожалуй, самое значительное изменение за последние 10 лет. И еще в городе стало гораздо больше машин.
- Ваша федерация называется Каратэномичи. Насколько она отличается от шотокан-каратэ? Скажите, вы преподаете шотокан или уже несколько другое направление?
- Направление "шотокан" - изначальное. Каратэ менялось на протяжении своего существования и сейчас находится под угрозой исчезновения. Я знаю каратэ как боевое искусство, а сейчас оно стало больше похоже на танец. Я хотел бы вернуться к изначальному каратэ, к его истокам.
Боевое каратэ для меня - это когда я могу, используя один болевой прием, окончательно поразить своего противника. Моя работа заключается в основном в том, чтобы выработать пути и методы, благодаря которым я могу улучшить эти приемы, доведя их до такого совершенства, чтобы хватало одного удара для поражения.
- Насколько русские спортсмены приближены к вашему видению каратэ или они далеки от этого? Идут ли они в этом направлении или же несколько отклонились?
- На самом деле, когда я приехал, я очень удивился. Я думал, что уровень каратэ в России намного ниже, потому что история его развития здесь короче. Я был действительно поражен тем, насколько мастерски русские каратисты владеют приемами. Я всерьез задумался: не движутся ли они действительно в том направлении, в котором движусь и я.
Мода служит каратэ
- Какой путь развития для Каратэномичи, как для организации, вы избрали?
- Я в первую очередь нацелен на то, чтобы создать настоящее боевое каратэ с очень эффективными приемами. Я хочу научить людей уметь побеждать в любом состязании и потом этих непобедимых людей направить во все уголки планеты, чтобы по всему миру были те, кто в совершенстве владеет моими приемами.
Сейчас очень распространена так называемая "геймовая" версия каратэ, когда его рассматривают как какую-то игру. То есть люди, как только заканчиваются соревнования, сразу забывают о каратэ. Я хотел бы, чтобы люди, которые занимаются у меня, могли использовать каратэ в своей жизни, а не играть в него, как в игру.
- Председателем Каратэномичи является всемирно известный дизайнер Иоджи Ямамото. Расскажите, что привело этого человека в каратэ?
- Я думаю, что здесь две причины. Первая - психологическая: каратэ позволяет держать себя в рамках и следовать духовному пути. Вторая причина - чисто физическая: нужно поддерживать хорошую форму. Как мне кажется, в нем есть то сознание боевого искусства, которое когда-то было у настоящих самураев. Господин Ямамото тренируется около 10 лет и сейчас тоже выкладывается на занятиях полностью.
- Считаете ли вы, что соревнования помогают пониманию сути боевых искусств и принципов Каратэномичи или, наоборот, мешают этому?
- Я против соревнований в том смысле, что они развивают игровое понимание каратэ. Но дело в том, что я сражаюсь с представителями других федераций за свое видение проблемы. И, может быть, своими действиями я напоминаю им, каким должно быть каратэ на самом деле.
Без Космоса, но со смыслом
- Сенсэй, вы многократно занимали призовые места и становились чемпионом на мировых чемпионатах. Какая победа вам запомнилась больше всего?
- Разумеется, мне запомнились те встречи, после которых я стал чемпионом. Самое главное, что осталось у меня в памяти, это те моменты, когда я понимал, что противник не владеет теми приемами, которыми владею я, и что его искусство не столь совершенно, как мое.
- Что для вас важнее: одержать победу физическую или духовную над противником?
- Как же можно радоваться, потерпев поражение? Дело в том, что когда сильный человек проигрывает, никакого удовлетворения он не испытывает, и духовной, психологической победы он здесь никогда не обнаружит. Но победа, то есть то духовное удовлетворение, о котором вы говорите, может прийти спустя какое-то время, ведь ваше поражение стимулирует вас к новым подвигам, вы совершенствуете свое мастерство.
- В чем же тогда заключается философия каратэ?
- У каратэ нет философии. Некоторые говорят, что вся традиция каратэ пришла из буддизма, что оно имеет какое-то отношение к абсолюту, к Космосу. Но я не очень-то верю в подобные вещи. Моя философия только в том, чтобы при встрече с противником я мог поразить его одним ударом.
Московский спорт 64 от 13.09.2003