Суббота
27.04.2024
02:09
Форма входа
Категории раздела
Классические [2]
Асаи [6]
Като [0]
Разное [3]
Поиск
Поиск по меткам
Лэнгли ISI Funakoshi Фунакоси Plee Koller Avi Rokah Hikite Унсоку kage zuki mawashi zuki Fudokan bag Shotokai Unsoku Zenkutsu-dachi Накаяма IAKF WKF WUKO Уширо гери Dynamic Karate Ushiro Geri Kudo aikido Lyon Mattson Кихон Yahara mend0za2 KWF Яхара karatenomichi Сидоли Asai Kata Ката Асаи Junro Джунро jks Kata Кэмпо Горбылёв ISKF Нишияма JKF НФТШКР Kanazawa Канадзава Фудокан JKA Egami Сироткин Goju Ryu Казэ Kato Като WKSA Kase Шотокай Эгами Hironishi JKA. NKS JTKI Kawasoe RTKF SKM Cheetham OSAKA Nakayama Nishiyama Fudo dachi кривой Joko ката Bertel RBS Stances MFTK Langley kokutsu Kihon Бертел Meikyo Makiwara NSKF Asai Асаи svlasov Oyama Uechi-ryu Дорменко IJKA ITKF FIKTA Okazaki кумитэ контроль киxон феxтование фиксация
Наш опрос
Каратэ для меня это:
Всего ответов: 127
Ссылки
  • Весь боевой интернет
  • Будо-Форумы
  • ma-eshop.lv
  • theshotokanway.com
  • КОНТЭН форум
  • koicombat.org
  • РЮКЮ КОБУДО ТЭССИНКАН КЁКАЙ
  • Сергей Бадюк в сети
  • www.brutt.ru - проект Б.Курилко
  • svlasov - Вся наша жизнь - карате!
  • mend0za2 - уютненький дневничок
  • Блог Евгения Углач
  • www.sport-baza.ru
  • www.powerlifting.ru
  • Новые статьи
    [22.03.2013][Публикации]
    Традиционные японские манеры (0)
    [31.07.2012][Публикации]
    Тренировка контроля в игровом фехтовании (0)
    [31.07.2012][Публикации]
    Силуэтная фиксация (0)
    [20.03.2012][Публикации]
    Щит / The Shield (0)
    [09.03.2012][Публикации]
    Участие в реальной схватке, это одно, а ката, совсем другое дело. Как я это вижу. (0)

    .

    Статьи

    Главная » Статьи » КАТА » Классические

    Сколько ката в каратэ Шотокан?
    Сколько ката в каратэ Шотокан?
    Юрис Кривой
     
    И.СироткинВынесенный в заголовок вопрос имеет более одного варианта ответа. Как известно, ката (дословно в переводе с японского - "литейная форма") – комплекс блоков, ударов и других технических действий в сочетании с разнообразными перемещениями, предназначенный для изучения техники и тактики данного стиля и для передачи его принципов от мастера к ученику, а в более обобщённом плане – от создателя ката (родоначальника стиля) его последователям. Интересующиеся Дзэн-буддизмом знают, что такое коан. Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что это иррациональная загадка, на которую нет логического ответа, задаваемая мастером ученику. Например: "Как звучит хлопок одной ладонью?" Существуют целые сборники подобных загадок, ровно как и ответов на них, но посвящённые относятся к таким готовым ответам скептически. Важен не столько сам ответ, сколько концентрация душевных сил, состояние сознания, которое достигается вследствие напряжённых поисков ответа и медитации.

    Каратэ называют "Дзэном в движении". Ката каратэ подобны коанам Дзэн – получив от учителя информацию, ученик приступает к самостоятельному поиску ответов на целый ряд вопросов. Необходимо усвоить порядок движений, их биомеханику, практическое предназначение, наполнить исполнение точностью, скоростью и силой, боевым духом, и наконец, проникнуться идеями мастера, создавшего ката, его пониманием искусства боя.

    Сохранилось более пятидесяти старинных ката, дошедших до наших дней во множестве вариантов, а также учебных форм, разработанных за последние сто лет. Количество ката в четырёх основных стилях WKF (включая учебные) разнится от дюжины в Годзю до полусотни в Шито-рю (мастер Кенва Мабуни был своего рода "ходячей энциклопедией" окинавских ката традиций Итосу и Хагаонна). В определённой степени, каждая классическая ката или группа ката (например: Дзион, Дзиттэ и Дзиин) представляет собой как бы частичный целостный и самостоятельный стиль – мастера иногда говорят о "стиле Хакко" (Сочин) или "стиле Нисэйши" (Нидзюшихо).

    Во все времена разные мастера по-разному относились к тому, сколько ката (и какие именно) необходимо знать и практиковать. Мастер Чоку Мотобу, по некоторым свидетельствам, активно практиковал лишь одну ката Найханчи (Тэкки Шодан), хотя был знаком и с другими, например – Бассай. Мастер Адзато, учитель Гичина Фунакоши, основателя Шотокан каратэ, считал достаточным в совершенстве овладеть 5-6 формами (Найханчи, Сэйшан (Хангэцу), Бассай, Канку, Дзиттэ…). Другой учитель Фунакоши, мастер Итосу, не только практиковал многие ката, но и разработал ряд новых – 5 ката Хэйан (Пинан), Тэкки 2 и 3, Бассай-шо, Канку-шо, Итосу Рохай 1-3. его варианты классических ката (например Ганкаку) существенно отличаются от вариантов его наставника Мацумуры, сохранённых в ряде окинавских стилях.

    В целом, на Окинаве господствовал принцип "Хито ката саннен" (одна ката в три года), и большинство мастеров владели сравнительно небольшим арсеналом форм. Перелом наступил в 20-ом веке, когда Итосу разработал пять учебных ката Пинан (Хэйан), по одной на каждый год обучения в Окинавской средней школе (длившейся в то время пять лет).

    По свидетельству Исао Обаты, старейшего японского ученика Гичина Фунакоши, в клубе каратэ университета Кейо мастер преподавал более 30-ти ката. Впоследствии он остановился на 15-ти, дополнив их 3-мя Тайкёку и Тэн-но-ката. В это число вошли 7 ката Итосу (5 Хэйан и Тэкки 2 и 3) и 8 классических ката – Тэкки Шодан и "Великая семёрка": Бассай-дай, Канку-дай, Хангэцу, Дзиттэ, Эмпи, Ганкаку и Дзион. Вместе с 4-мя новыми формами – 19 ката.

    Следующие 11 ката были добавлены преемником Фунакоши, мастером Масатоши Накаямой. Часть из них (Канку-шо, Бассай-шо, Нидзюшихо, Годзюшихо, Мэйкё, а также Тэншо) практиковали в университете Кейо ещё до 2-ой Мировой войны. В число этих одиннадцати вошли: Бассай-шо, Канку-шо, Чинтэ, Мейкё, Дзиин, Ванкан, Годзюшихо-дай, Годзюшихо-шо, Сочин, Нидзюшихо и Унсу. В первой книге серии «Best Karate» Накаяма упоминает также Санчин, Тэншо, Сэйэнчин и Хякухачихо. Есть свидетельства, что эти ката также изучались в 80-е годы в додзё Накаямы Хонтсуган.

    Со времён Гичина Фунакоши базовыми считались 5 ката Хэйан скоростной школы Шорин и 3 Тэкки силовой школы Шорэй. В большинстве школ Шотокан для получения чёрного пояса необходимо отработать 10 ката: 5 Хэйан, Тэкки Шодан и "большую четвёрку" - Бассай-дай, Канку-дай, Эмпи и Дзион. Некоторые организации дополнительно требуют Хангэцу или Тэкки Нидан. Для участия в соревнованиях стиля JKA требуется владеть примерно таким же объёмом – 10 обязательных (Сэнтэй) ката плюс 1-3 Токуй (излюбленная, коронная) ката для финала (не менее двух, ибо в случае ничьей в финале повторять ката запрещается). Итак, "среднестатистический" обладатель чёрного пояса может обойтись 13-ю ката, то есть половиной из "официального списка" 26 ката Шотокан. Кстати, сам список также претерпел изменения. JKA отказались от ката Дзиин, тем самым сократив их число до 25-ти. JKS "канонизировала" Хякухаппо (Супаринпэй – ката Годзю-рю) и 5 ката Джунро (см. ниже). Есть сведения, что Асаи сэнсэй планировал ввести в число обязательных как минимум ещё три из пяти ката Джоко. Таким образом, их число достигло 32 (35). Большинство организаций ограничивается стандартным набором из 26 ката, к которым некоторые добавляют Тэн-но-ката и 3 Тайкёку, в результате общее число доходит до 30-ти. Некоторые эксперты преподают 6 Тайкёку.

    Остальные ката появились в Шотокан в результате поиска способов ликвидации пробелов в методике. Так, многие сетуют на "несимметричность" традиционных ката, где ряд действий, комбинаций и разворотов выполняются лишь в одну сторону. В ответ оформилась практика "зеркальных" ката – вариант Ура. Рекомендуют выполнять также все передвижения в обратном порядке (вариант Го). Существует также сочетание зеркального и обратного выполнения – Ура Го.

    Некоторые учебные ката выполняют с дополнением тех или иных действий. Так существует Тайкёку Мае-гери (с ударом на месте после каждого действия), Тайкёку Гяку-дзуки (аналогично – с Гяку-дзуки), Тайкёку Мае-гери-Гяку-дзуки (с добавлением этой комбинации после каждого действия, число движений в Тайкёку таким образом достигает 60-ти, что по продолжительности сопоставимо с Годзюшихо, а физически – за счёт ударов ногами, едва ли не тяжелее).Интересен также вариант Хэйан Шодан, в котором каждое перемещение предваряется ударом ногой в соответствующем направлении: Ёко-кеаге, Маегери, Уширогери, Ёко-кекоми, Гяку-маваши (Урамаваши-гери) или Маваши-гери.
    Некоторые организации Шотокан включают ката Годзю-рю для отработки стойки Шико-дачи (Сэйпай, Сэйэнчин).

    Отдельная тема – изучение старинных вариантов классических ката Шотокан с целью проследить эволюцию движений и применения – Мацумура Сэйшан, Оядомари Бассай и т.п. Однако такая работа требует достаточно высокого уровня компетенции, понимания специфики основополагающих принципов как своего стиля, так и того, из которого заимствуется данная форма, и поэтому может быть рекомендована исключительно для продвинутых экспертов. В связи с этим интересно введение сэнсэем Канадзавой ката Ганкаку-шо – окинавского варианта ката Чинто с диагональной линией построения (эмбусэн).

    Новые горизонты.
    Однако самые примечательные нововведения связаны с незаурядной личностью шихана Тэтсухико Асаи (1935 – 2006). Его знакомства с боевыми искусствами началось с сумо, кэндо и дзюдо. Поступив в легендарный университет Такушоку, где учились такие звёзды будо как Годзо Шиода ( основатель Айкидо Ёшинкан), М. Накаяма, Х. Канадзава и многие другие, он осуществил свою детскую мечту – заниматься каратэ. Опыт, приобретённый в знаменитой университетской команде, пошёл впрок. Накаяма пригласил Асаи на инструкторские курсы Кеншусэй, которые он закончил по окончанию университета. Его вес составлял около 50-ти кг, а при отсутствии весовых категорий в кумитэ, его соперниками были более крупные и не менее одарённые и трудолюбивые Канадзава, Эноэда, Шираи и Миками. Стремясь найти новые способы победить более сильных соперников, Асаи обратился к наследию самого знаменитого мастера в Японии 60-х годов – ученика Гичина Фунакоши, основателя стиля Шотокай Шигеру Эгами. С тех пор любимым "телесным оружием" (карада-но-буки) мастера стали Накадака-иппонкэн (кулак с выставленным суставом среднего пальца) и Цумасаки (кончики пальцев ног). Из учения Эгами Асаи вынес идеи расслабления и гибкости, которые совместил с разработанной Накаямой совершенной биомеханикой и динамикой техники Шотокан JKA.

    Результаты не заставили ждать – Асаи стал чемпионом JKA, опередив Шираи и Миками.
    По окончании курсов Кеншусэй, Асаи «распределили» на Тайвань, где он женился и приобрёл родственников среди знатоков стиля Кулак Белого Журавля ( яп. Хакутсуру Кэн).

    Занятия Шотокай подстегнули интерес к китайскому боевому искусству, которое по удачному совпадению оказалось прямым предком окинавского каратэ, что подтверждается старинным окинавским трактатом "Бубиши", именуемым "Библией каратэ". Корни большинства современных стилей и ката каратэ восходят к различным южнокитайским разновидностям стиля журавля. В результате Асаи расширил свои представления об искусстве поражения уязвимых точек (кюшо-дзюцу) с помощью разнообразных видов естественного оружия. Сказались и занятия с оружием настоящим, в частности сай и девятизвенной цепью. Последнюю Асаи считал идеальным образцом, подражая которому он развил технику одновременно гибкого и сильного использования конечностей, получившего название "хлещущих ветвей ивы". Сам стиль боя мастера очевидцы характеризуют как "грозовую бурю". Это определение говорит само за себя, учитывая, что Асаи прославился как грозный боец при весе 50 кг. Мастер Йан Кнобель сравнил Асаи сэнсэя с бабочкой за подвижность и быстроту, добавив: "Он не сильный. Он очень сильный."

    Неудивительно, что ещё до смерти Накаямы, Асаи стал техническим директором JKA, а после раскола организации 10 лет возглавлял фракцию JKA Матсуно (более известную как JKA Асаи). В начале нынешнего века он основал новую организацию JKS, что первоначально расшифровывалось как Japan Karate Shotokai, но по настоянию последователей Эгами вынужден был сменить название на Japan Karate Shotorenmei (Японская Федерация Каратэ Шото).

    Накопленный опыт позволил мастеру до последнего вздоха продолжать упорные тренировки и разработать ряд ценных методик по развитию важных качеств и отработке разнообразной техники. На основе упражнений цигун, практикуемых г-жой Асаи, мастер создал ката Кихокен, по названию основной стойки Кихокен-дачи (Хэйко-дачи с согнутыми под прямым углом коленями). Впоследствии он разделил эту ката на три части, или "поколения". Кихокен Иссэй учит нижнему дыханию, Нисэй – верхнему, Сансэй – одновременному верхнему и нижнему.

    Многим знакома проблема зажатых плечей, для решения которой Асаи сэнсэй разработал ката Шинкэн. Для совершенного овладения стойкой всадника (Киба-дачи) предназначены 5 ката Кибакэн (Шодан, Нидан, Сандан, Йондан и Годан). Ката Фудокэн Дай и Шо выполняются в предельно низкой стойке Фудо-дачи, развивают нижнюю часть тела и улучшают стойки. После начальных Дзё-но-ката и Гякудзуки-но-ката можно приступать к базовым ката. На основе одной из своих излюбленных классических ката Дзиин Асаи создал мастерскую ката Хачимон ("Восемь врат") и пять базовых форм Джунро ("Шаг за шагом").

    Джунро Шодан служит для отработки Гяку-дзуки и Кидзами-мае-гери из Нэкоаши-дачи, Нидан – для овладения одновременными действиями двумя руками (Моротэ-вадза), Сандан – для отработки рубящих ударов (Учи-вадза), Йондан – для овладения передвижениями через спину (Гяку-кайтен), Годан – для изучения подшагов и скольжений. Хачимон суммирует все эти навыки с акцентом на Тай-сабаки (повороты тела), а также содержит Уширо-гери с колена.

    3 первые из 5-ти базовых ката Джоко (Иссэй, Нисэй, Сансэй, Йонсэй и Госэй) Асаи планировал сделать обязательными для экзаменов и соревнований наряду с Джунро. Джоко дополняют ката Джунро и являются подводящими для изучения более продвинутых ката.

    Из 7-и ката Кякусэн наиболее известна первая – Кякусэн Шодан, или Ашибарай-но-ката. Как понятно из названия, эта ката учит технике и тактике применения подсечек и уходов от них, а также развивает необходимую для этого хлёсткость ног. Элементы ката Кякусэн 2-7 Асаи сэнсэй соединил в ката Рантай ("Трудное тело"), включающее удары ногами Микадзуки, Маваши, Уширо, Йоко-кекоми, Мае, Учи-маваши (Ура-микадзуки) и Нидан-гери.

    К продвинутым относятся ката Шотэй Дай и Шо, включающие различные действия ладонью (Тэйшо) и согнутым запястьем (Какуто – "голова журавля"). Ката Какуйоку Шодан, Нидан и Сандан ("Журавлиные крылья") отражают различные варианты действий кистью (Шуто, Хайто, Нукитэ, Сэйрюто) в сочетании с разнообразной техникой блоков и перемещений.

    Наряду с общеизвестной ката Унсу ("Облачная рука") в стиле Асаи возрождены также 4 остальные "ката первоэлементов" или стихий. Это Касу или Кашу (Хи-но-тэ – "Рука огня"), Суйшу (Мидзу-но-тэ – "Рука воды"), Рошу (Нами-но-тэ – "Рука волны"), и Хушу или Фушу (Кадзэ-но-тэ – "Рука ветра"). Это глубокие оригинальные ката, соответствующие образам представленных стихий, отличающиеся, как и другие ката Асаи, реальным практичным и почти буквальным применением Ойо-бункай). Асаи сэнсэй называл их Котэн (старинными) ката, утверждая, что преподавал их ещё до раскола JKA старшим инструкторам в Хомбу Додзё.

    Интересна история ката Мэйкё в каратэ Шотокан. В окинавских стилях существует изначальная форма Мацумура Рохай, на базе которой созданы 3 ката Итосу Рохай – Шодан, Нидан и Сандан. Мэйкё в Шотокан – это Итосу Рохай Нидан с элементами Итосу Рохай 1 и 3. по свидетельству очевидца, ещё в 1986-м году в додзё Хонтсуган Накаяма сэнсэй исправлял исполнение Мэйкё Нидан мастера Окамото. Это подтверждается тем, что в ITKF Нишиямы и в родственном Шотокан стиле Фудокан существует ката Мэйкё Нидан и Сандан. При этом их вариант Мэйкё Нидан несколько отличается от версии Асаи. Источником Мэйкё Нидан считается оригинальная форма Мацумура Рохай. Эта красивая ката характеризуется применением удара Татэкэн, характерной стойкой цапли – Сагиаши-дачи, и Микадзуки-гери с разворотом на 360 градусов. Она одновременно заставляет вспомнить Мэйкё, Тэкки, Чинтэ, Сочин и Нидзюшихо.

    С ката стихий перекликается другая серия, состоящая из трёх ката: Каминари-араши, Йокотавару-татсу и Шинобийору-хаябуса. В числе других ката Асаи: Тэккэн Дай и Шо, Дзюроппо, Нидзюхаппо, Сандзюхаппо, Сэншо. Сэнка, Сэйрю, Райко, Рюби, Хаккайшу и Шото.

    Отдельно стоят ката для инвалидов-колясочников, разработанные Асаи сэнсэем: Шорин Дай, Нирин Дай, Санрин Дай и другие. Асаи сэнсэй долго экспериментировал с выполнением техники каратэ в инвалидной коляске, разработал как ката, так и технику самозащиты и даже кумитэ для людей с ограниченными возможностями, среди которых проводятся соревнования по каратэ.

    Общее число ката Асаи достигло более 120-ти. Время рассудит сколько из них исчезнет, подобно многим классическим ката (кто нынче вспомнит знаменитые окинавские ката Чаннань или Ширагума?), а сколько сохранится, передавая последователям идеи мастера, которого, к сожалению, уже нет среди живых. Достоинство этих ката в том, что они восполняют пробелы в методике стиля, помогая избавиться от ошибок и овладеть разнообразными аспектами каратэ как боевого искусства, предлагая действенную программу самосовершенствования на долгие годы для всех неравнодушных.

    Как правило, при изучении тех или иных ката, ученики руководствуются мнением своего инструктора, а инструктора сами вправе решать, сколько и какие ката им изучать, практиковать и преподавать. Продвинутый ученик пожаловался мастеру Масао Кавадзое, что постоянно путается в 26-ти ката, так как их слишком много. "Нет проблем!" - ответил мастер – "Отрабатывай только одну!" Но наотрез отказался назвать, какую именно. Мораль – чтобы выбрать коронную ката, необходимо изучить досконально значительно большее количество форм, иначе выбор не будет осознанным, а приобретённые навыки останутся однобокими.

    Вряд ли у вас будет возможность изучить 50 или 100 ката одномоментно. Допустим, на семинаре вам покажут одну или две. Детский танцевальный коллектив в состоянии запомнить и удержать в памяти сразу несколько быстрых хореографических композиций, длящихся по 5 и более минут, содержащих несравнимо больше элементов, нежели самая продвинутая ката каратэ. и к тому же не имеющая никакой внутренней логической связи в виде Ойо-бункай. Так неужели обладатель коричневого или чёрного поясов каратэ не обладает достаточной памятью, чтобы запомнить логику последовательности из 40-50 движений, имеющих реальное боевое применение?

    Тем, кто при выборе ката руководствуется возможностью их применения на соревнованиях, можно предложить попробовать принять участие в дисциплине Фристайл Ката на ежегодных турнирах Freestyle Fighting, проводимых СЦ "Маршалс Асахи". Владение ката Асаи даёт дополнительный выбор для участников подобных соревнований, а разночтение в деталях, вызванные тем, что мастер преподавал свои ката в разное время по-разному, не играют никакой роли, коль скоро основная идея формы передана достаточно выразительно.

    Ката Асаи практикуют и передают мастера, с которыми сотрудничает СЦ "Маршалс Асахи" - это и шихан Садашиге Като, и сэнсэй Йан Кнобель. Некоторые из этих ката изучают и инструктора нашего Центра, готовые поделиться своими знаниями со всеми желающими. Желаем вам увлекательных и упорных тренировок и надеемся, что эта статья даст пищу для размышлений и толчок к продолжению совершенствования в искусстве боя.
     
    29.09.2009
    Юрис Кривой
    Старший Инструктор Спортивного Центра "Маршалс Асахи"


    Источник: http://www.ma-eshop.lv/articles.php?newsid=19&i=9
    Категория: Классические | Добавил: RabotNik (02.10.2010)
    Просмотров: 13347 | Комментарии: 1 | Теги: IJKA, ката, jks, JKA, Asai Kata, Ката Асаи, кривой, WKF, Kata | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 1
    1 Liska  
    0
    Благодарю за блог

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]