Стандартные ката Шотокан - Классические - КАТА - Статьи - Каратэ
Воскресенье
11.12.2016
07:09
Форма входа
Категории раздела
Классические [2]
Асаи [6]
Като [0]
Разное [3]
Поиск
Поиск по меткам
Лэнгли ISI Funakoshi Фунакоси Plee Koller Avi Rokah Hikite Унсоку kage zuki mawashi zuki Fudokan bag Shotokai Unsoku Zenkutsu-dachi Накаяма IAKF WKF WUKO Уширо гери Dynamic Karate Ushiro Geri Kudo aikido Lyon Mattson Кихон Yahara mend0za2 KWF Яхара karatenomichi Сидоли Asai Kata Ката Асаи Junro Джунро jks Kata Кэмпо Горбылёв ISKF Нишияма JKF НФТШКР Kanazawa Канадзава Фудокан JKA Egami Сироткин Goju Ryu Казэ Kato Като WKSA Kase Шотокай Эгами Hironishi JKA. NKS JTKI Kawasoe RTKF SKM Cheetham OSAKA Nakayama Nishiyama Fudo dachi кривой Joko ката Bertel RBS Stances MFTK Langley kokutsu Kihon Бертел Meikyo Makiwara NSKF Asai Асаи svlasov Oyama Uechi-ryu Дорменко IJKA ITKF FIKTA Okazaki кумитэ контроль киxон феxтование фиксация
Наш опрос
Кто сильнее всеx на свете ?
Всего ответов: 244
Ссылки
  • Весь боевой интернет
  • Будо-Форумы
  • ma-eshop.lv
  • theshotokanway.com
  • КОНТЭН форум
  • koicombat.org
  • РЮКЮ КОБУДО ТЭССИНКАН КЁКАЙ
  • Сергей Бадюк в сети
  • www.brutt.ru - проект Б.Курилко
  • svlasov - Вся наша жизнь - карате!
  • mend0za2 - уютненький дневничок
  • Блог Евгения Углач
  • www.sport-baza.ru
  • www.powerlifting.ru
  • Новые статьи
    [22.03.2013][Публикации]
    Традиционные японские манеры (0)
    [31.07.2012][Публикации]
    Тренировка контроля в игровом фехтовании (0)
    [31.07.2012][Публикации]
    Силуэтная фиксация (0)
    [20.03.2012][Публикации]
    Щит / The Shield (0)
    [09.03.2012][Публикации]
    Участие в реальной схватке, это одно, а ката, совсем другое дело. Как я это вижу. (0)

    .

    Статьи

    Главная » Статьи » КАТА » Классические

    Стандартные ката Шотокан
    Стандартные ката Шотокан
    Игорь Сироткин
     
     
    Сироткин Каратэ Шотокан принято называть традиционным, хотя не совсем понятно какой смысл вкладывают в этот термин. Рискнём предположить, что когда каратэ делят на "традиционное" и "современное" (modern karate), то под традициями подразумевают некоторую методику обучения технике и философско-духовную основу. Традиции закладываются людьми, их укладом жизни, и закрепляются временем, на протяжении которого традиции проверяются на прочность и жизнестойкость различными обстоятельствами.

    По мнению многих великих мастеров прошлого, вся суть каратэ заключена в ката – формальных упражнениях, передающихся "от сердца к сердцу" от отца - сыну, от мастера - ученику. Вряд ли кто-нибудь будет оспаривать необходимость введения неких стандартов, которые помогают людям отталкиваться от чего-то. Не зря во всём мире принято единое летоисчисление, единая система мер и весов и т.п., поэтому было бы логично в рамках единого стиля так же создать некоторые стандарты техники для определения критериев мастерства, судейства соревнований и многого другого. Если проанализировать традиционную методику преподавания каратэ, как массового боевого искусства, то выкристаллизовывается три основных раздела – кихон, ката и кумитэ. Из воспоминаний мастеров прошлого мы знаем, что в те времена основным методом тренировки было многократное повторение ката, единой методики преподавания применения техники каратэ тогда не существовало, и все мастера держали свои наработки в строгом секрете. Высокому уровню "секретности" способствовало малое количество учеников, а также обязательства, гласно и негласно дававшиеся всеми, кто приступал к тренировкам у этих мастеров. В ходу были различные ухищрения. "уровни защиты информации", когда сокровенную суть техники мастер раскрывал ученику спустя годы практики, так называемые "кудэн" или "устные наставления", без которых техника теряла значительную часть своей эффективности.

    Когда же на Окинаве был снят негласный запрет на обучение каратэ, у мастеров заметно выросла численность учеников, и стало очевидным то, что старая методика более неприемлема. Одним из тогдашних девизов был "хито ката саннэн" - "одно ката за три года", но даже для почитающих традиции почтения и уважения к учителям окинавцев, это было серьёзным испытанием, грозившим сильно сократить ряды учеников. Тогда из ката были выделены отдельные технические элементы, составившие Кихон, и парные упражнения – Якусоку Кумитэ (договорной спарринг – условный бой, где строго оговаривается атака и защита). Здесь уместно вспомнить ещё одну традицию обучения Шу-Ха-Ри, где Шу (хранить, защищать) означает абсолютно точное воспроизведение всего, что тебе показывают, Ха (разрушать) означает постепенный переход от заученных форм к их спонтанному воспроизведению (подобно тому, как птенец разламывает скорлупу и начинает знакомиться с окружающим миром), Ри (разрыв) возможность развиваться дальше самостоятельно, без подсказок учителя. Причём на прохождение каждой фазы отводится 10-15 лет непрерывной практики, а переход к третьей фазе не представляется возможным без прохождения первых двух. Но даже в фазе Ри, где допускается отход от классической техники в кихон и кумитэ, мало что меняется в ката, по крайней мере в видимой её части – не меняется количество элементов, не перестраивается линия Эмбусен. То есть ката остаётся стандартом техники, эталоном, по которому можно "опознать" стиль, завещанный основателем.

    Основатель стиля Шотокан, Гичин Фунакоши, практиковал около 30-ти ката, которые выучил ещё на Окинаве у своих учителей (Итосу, Адзато, Мацумура), но в дальнейшем он рекомендовал ограничиться лишь 15-ю (5 Хэйан, 3 Тэкки. Бассай-дай, Канку-дай, Эмпи, Хангэцу, Джион, Джиттэ, Ганкаку). Фунакоши говорил, что все ката являются лишь многочисленными вариантами нескольких основных.
    Примером этого может послужить известный мастер Чоку Мотобу, который создал собственный стиль, практикуя и анализируя лишь одно ката – Тэкки Шодан. Ученик Фунакоши, Масатоши Накаяма, писал о том, что в 1948-м году каратисты трёх крупнейших университетов, практикующих Шотокан, встретились с Гичином Фунакоши для унификации и выработки единого мнения по исполнению ката, которые подверглись различным субъективным интерпретациям в послевоенный период.

    Значительную часть своих жизненных сил Накаяма потратил на стандартизацию техники Шотокан – создал высшие курсы инструкторов Кэншуссэй, откуда вышли буквально все выдающиеся мастера-преподаватели Шотокан, возглавившие национальные филиалы по всему миру, написал хрестоматийные книги по технике ("Динамика каратэ", "Лучшее каратэ", "Практическое каратэ"), снял множество учебных фильмов, разработал правила спортивных соревнований и критерии оценок в ката и кумитэ. Накаяма стал связующим звеном между окинавским каратэ Фунакоши и современным японским Шотокан, техника которого была поставлена на строгую научную основу. В серии из 11-ти книг Накаямы "Лучшее каратэ" ("Best karate") было детально разобрано 24 ката, где к 15-ти, рекомендованных Фунакоши, были добавлены Бассай-шо. Канку-шо, Чинтэ, Унсу, Сочин. Нидзюшихо, Годзюшихо-шо, Годзюшихо-дай и Мэйкё. Есть свидетельства, что Накаяма собирался выпустить 12-ю книгу серии с описанием Джиин и Ванкан, но ушёл из жизни, не успев реализовать эти планы. Кроме того, в первой книге он упоминает Санчин, Тэншо, Сэйэнчин и Хякухачихо, свидетели утверждают также, что эти ката изучались в его додзё. В 1987 году Накаяма умер, основанная им Японская Ассоциация Каратэ (Japan Karate Association) осталась без руководителя, личность которого была бы авторитетной для всех, вследствие чего в 2000 году развалилась на несколько федераций и ассоциаций. Ещё при жизни Накаямы, в 1977-ом году, из JKA вышел Хироказу Канадзава – один из лучших его учеников, и основал свою альтернативную организацию SKI (Shotokan Karate International). Именно тогда Канадзава канонизировал некоторые изменения в стандартных ката Шотокан, в соответствии со своим представлением о стиле. Он пользовался большим авторитетом в мире, за великолепное владение техникой его называли "мистер Шотокан", поэтому его последователи раскололи единый некогда стиль на две половины. Канадзава первым нарушил табу – внёс изменение в то, что 30 лет назад было одобрено самим Гичином Фунакоши, стал преподавать стандартные ката в своей трактовке. Создав свои организации, другие, не менее именитые мастера Шотокан, последовали его примеру и также стали широко внедрять именно свои варианты исполнения ката. Хочется верить в то, что когда-нибудь эта лавина разнообразия остановится, и бывшие соратники смогут договориться о единых критериях и стандартах ради общей пользы.

    Следует сказать и о том, что самостоятельные организации Шотокан не только "переделывают" стандартные ката, но и добавляют в свой "основной список" новые – как "традиционные" Хякухачихо, Ганкаку-шо, Сэйпай, Мэйкё Нидан и другие, взятые из родственных стилей каратэ, так и создают новые (Касэ, Шираи, Нишияма, Асаи), на основе "старой" техники – Хэйан-ойё, Китэй, Какуёку, Рошу, Джунро, Кибакен и т.п. По моему личному мнению, такой подход конструктивнее – если тебе есть что сказать, создай что-нибудь своё, а не изменяй сделанное другими.
     
    Всё это можно осуждать или оправдывать, но, к сожалению этот процесс "политического деления" отразился и на уровне техники. Понятно, что спортивная конкуренция в маленькой федерации намного меньше, чем в большой - рано или поздно, "варясь в собственном соку", начинаешь деградировать. Ведя борьбу с сильным противником, побеждаешь, даже если судьи отдают победу не тебе – ты получаешь бесценный опыт, который сделает тебя сильнее, укрепит твой дух и характер. Беда ещё и в том, что руководители различных организаций начинают специально изменять базовую технику только для того, чтобы как-то отличаться от бывших коллег. В итоге молодые инструктора и спортсмены абсолютно не ориентируются в том, что первично, а что вторично. Они сразу же попадают в фазу Ри, не успев как следует освоить первые две. В их здании нет надёжного фундамента, а их каратэ не является подлинным. И чем больше проходит времени, тем больше возникает самостоятельных организаций, воспитывающих "волшебников-недоучек". Это тоже примета нашего времени – не давать фундаментальных знаний, обеспечивая себя работой на долгие годы. Ведь рано или поздно инструктор осознаёт, что ему необходимо "подучиться", поэтому он вносит плату за очередные курсы повышения квалификации и какое-то время снова "существует самостоятельно".

    Японцы говорят – сколько дерево за листочки не тяни, оно быстрее не вырастет. Чтобы стать опытным наставником необходимо пройти стадию ученичества и стадию инструктора, другими словами – Шу и Ха, тогда в стадии Ри можно самому разобраться во всех вопросах. Любая новомодная методика мало что меняет в способностях самого человека – для того, чтобы закрепить технику до уровня твёрдого навыка, ему всё равно необходимы годы практики (одно ката за три года). Мастер Накаяма оставил нам бесценный подарок в виде своих книг и фильмов, изучая которые всегда можно найти правильные ответы на технические вопросы.

    Не так давно в Шотокан стали массово изучать Бункай – анализ техники ката, практическое применение того, что подразумевается в движениях формального упражнения. Это как раз то, о чём когда-то мастера говорили ученикам "изустно", под большим секретом, что было закрыто от посторонних и открывалось только самым преданным и лояльным. Но сейчас, в погоне за внешними эффектами, в Бункай включается всё, что приводит в восторг зрителей и неквалифицированных судей. Это тоже отличает традиционное каратэ от современно-спортивного – в первом эффективность, во втором эффектность. Спортсмены демонстрируют самые невероятные акробатические связки с различными прыжковыми ударами, мудрёные броски и заломы, которые никогда не сработают в реальной боевой обстановке. Но и это не так страшно, они владеют своим телом, великолепно растянуты и скоординированы, настораживает другое – логика Бункай изменяет ката. Появляются новые элементы, меняются направления движений, стойки и техника – меняются незыблемые некогда стандарты.

    В стремлении "всё поделить" можно зайти очень далеко, поэтому всем реформаторам полезно будет время от времени возвращаться к первоисточникам, помня, что "новое – это хорошо забытое старое" и "классика не стареет". В своё время, снимая учебные фильмы по ката, Накаяма намеренно заставлял своих инструкторов исполнять те варианты Бункай, которые более всего походили на комбинации ката (так называемый "буквальный бункай"), как раз для того, чтобы у "европейцев и американцев" не возникало желания изменять технику формы под её практическое применение. В восточной, и в частности, в японской культуре, больше ценится недосказанность и тонкий намёк в противоположенность к детальному объяснению по всем пунктам. Поэтому недосказанность ката даёт неисчерпаемые варианты различных ситуаций защит и нападения, перечислить и канонизировать которые не представляется возможным. Это как раз тот случай, когда "движение рождает технику" - практикуя ката, ученик тренирует своё тело и рефлексы так, что готов отразить любую атаку с любой стороны. Новые стили современного каратэ отличаются от традиционных ещё и тем, что технические связки их формальных упражнений так конкретны, что не оставляют места для фантазии и импровизации, в них "тайный смысл" лежит на поверхности. В традиционной методике обучения ката считается освоенной, когда занимающийся чётко и правильно выполняет все технические элементы, выдерживая нужный ритм и дыхание, напряжение и расслабление, постоянное сохранение Дзаншин, мощное применение Киай, безошибочное следование линии Эмбусэн (даже с завязанными глазами), умение применять различные варианты Бункай на каждую связку, выполнять ката как в "правильном", так и в "обратном" направлении. Кроме того, нужно знать историю создания и смысл названия формы, а также терминологию всех элементов, которые эта форма содержит. К такому результату следует стремиться, ибо именно его достижение превращает ученика в зрелого мастера.

    Если вы намерены практиковать именно традиционное каратэ Шотокан, то нужно ориентироваться на классическую технику, канонизированную во времена JKA Накаямы. Спортивные веяния в ката и кумитэ переменчивы, как и всякая мода, следовать за ними можно, но глубокие знания и навыки на этом поприще получить тяжело, на память останутся лишь медали и дипломы. Но при должном подходе к делу всегда можно найти правильный путь.
     
    08.01.2010
    Игорь Сироткин


    Источник: http://www.ma-eshop.lv/articles.php?newsid=22&i=9
    Категория: Классические | Добавил: RabotNik (02.10.2010)
    Просмотров: 3708 | Теги: JKA, ката, Kata, ski, Сироткин | Рейтинг: 4.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]