Четверг
25.04.2024
06:52
Форма входа
Категории раздела
Биографии [13]
Интервью [18]
Публикации [22]
КИХОН [31]
Статьи посвященные базовой технике
КАТА [11]
Статьи по конкретным комплексам
КУМИТЭ [4]
Статьи посвященные кумитэ
СФП [2]
Специальная Физическая подготовка, закалка, набивка, тренажёры и подобное.
Поиск
Поиск по меткам
Лэнгли ISI Funakoshi Фунакоси Plee Koller Avi Rokah Hikite Унсоку kage zuki mawashi zuki Fudokan bag Shotokai Unsoku Zenkutsu-dachi Накаяма IAKF WKF WUKO Уширо гери Dynamic Karate Ushiro Geri Kudo aikido Lyon Mattson Кихон Yahara mend0za2 KWF Яхара karatenomichi Сидоли Asai Kata Ката Асаи Junro Джунро jks Kata Кэмпо Горбылёв ISKF Нишияма JKF НФТШКР Kanazawa Канадзава Фудокан JKA Egami Сироткин Goju Ryu Казэ Kato Като WKSA Kase Шотокай Эгами Hironishi JKA. NKS JTKI Kawasoe RTKF SKM Cheetham OSAKA Nakayama Nishiyama Fudo dachi кривой Joko ката Bertel RBS Stances MFTK Langley kokutsu Kihon Бертел Meikyo Makiwara NSKF Asai Асаи svlasov Oyama Uechi-ryu Дорменко IJKA ITKF FIKTA Okazaki кумитэ контроль киxон феxтование фиксация
Наш опрос
Кто сильнее всеx на свете ?
Всего ответов: 260
Ссылки
  • Весь боевой интернет
  • Будо-Форумы
  • ma-eshop.lv
  • theshotokanway.com
  • КОНТЭН форум
  • koicombat.org
  • РЮКЮ КОБУДО ТЭССИНКАН КЁКАЙ
  • Сергей Бадюк в сети
  • www.brutt.ru - проект Б.Курилко
  • svlasov - Вся наша жизнь - карате!
  • mend0za2 - уютненький дневничок
  • Блог Евгения Углач
  • www.sport-baza.ru
  • www.powerlifting.ru
  • Новые статьи
    [22.03.2013][Публикации]
    Традиционные японские манеры (0)
    [31.07.2012][Публикации]
    Тренировка контроля в игровом фехтовании (0)
    [31.07.2012][Публикации]
    Силуэтная фиксация (0)
    [20.03.2012][Публикации]
    Щит / The Shield (0)
    [09.03.2012][Публикации]
    Участие в реальной схватке, это одно, а ката, совсем другое дело. Как я это вижу. (0)

    .

    Статьи

    Главная » Статьи » Публикации

    Добро пожаловать или посторонним вход воспрещён.
    Добро пожаловать или посторонним вход воспрещён.
     
     
    Часть первая.

    Название известного фильма как нельзя лучше подходит явлению, с которым сталкиваются многие люди, практикующие каратэ – с одной стороны их всячески зазывает заниматься всевозможная реклама. С другой стороны, приступив к занятиям, они натыкаются на многочисленные запреты, ограничивающие получение информации. Размышлениям на эту тему и будет посвящена эта статья.

    По сложившейся традиции, приступим к освящению вопроса, обратившись к истокам. Окинавское каратэ во многом копировало свой китайский аналог – ушу (или кунфу). Сразу же внесём ясность в терминологию – ушу означает "боевое искусство", а кунфу - "высокопрофессиональный навык" (дословный перевод – "тяжёлый труд" или "адская работа"). И если термин "ушу" может применяться только к различным системам единоборств, то термин "кунфу" используется во всех других отраслях деятельности человека (искусство, кулинария, строительство, ремёсла и т.п.). В Китае различные стили единоборств принято называть "ушу", а в Гонконге – "кунфу" (гунфу). Из-за того, что в течении длительного времени Китай изолировал себя от остального мира, большее распространение за его пределами получил термин "кунфу", чему сильно поспособствовали соответствующие гонконговские фильмы. Сейчас можно спорить о том, какой термин наиболее точно отображает смысл, но очевидно одно – между "ушу" и "кунфу" нет никакой разницы, как нет разницы между изначальным смыслом слов "мужчина" и "мужик". Итак, все школы ушу в Китае были "закрытыми", то есть знания не выходили за пределы стен зала, в котором ученики называли учителя "отцом" и относились к нему с сыновней почтительностью. Попасть туда можно было только по рекомендации уважаемого человека, нередко ученикам давались новые имена, а если у мастера не было своих сыновей, то он усыновлял кого-нибудь из наиболее способных учеников и делал его своим наследником и продолжателем традиций школы или стиля. Бойцам школы приходилось принимать участие как в "разборках местного значения", так и в крупных боевых сражениях – из истории нам известны восстания "краснобровых", "жёлтых повязок", "боксёрское восстание" - везде костяк восставших составляли бойцы, знакомые с ушу. В то смутное время, когда в любой момент могла начаться война, когда дороги кишели разбойниками, а сферы влияния делили между собой мафиозные группировки "Триад", навыки рукопашного боя и владение оружием были очень актуальны и востребованы, а "режим секретности" помогал большей эффективности.
    На Окинаве не было таких крупных школ, как в Китае – каждый мастер обучал не более десяти человек, поэтому сохранить свой технический арсенал в секрете не составляло большого труда. В начале 20-го века, когда мастер Итосу Анко стал обучать каратэ учеников школ, стало очевидным, что произойдёт колоссальная "утечка информации" в широкие народные массы. Из соображений элементарной безопасности Итосу изменил некоторые наиболее опасные действия, влекущие за собой смерть или увечья, и в таком виде представил каратэ, как систему совершенствования характера, сознания и тела. Нелишне заметить, что в тот же период в Японии, преследуя те же цели, Дзигоро Кано из джиу-джитсу создал систему "дзюдо", а Морихей Уэшиба из дайто-рю айкиджитсу – "айкидо".
    Попав в Японию, каратэ разделилось на четыре направления – Шотокан Гичина Фунакоши, Шито-рю Кенва Мабуни, Годзю-рю Чодзюна Мияги и Вадо-рю Хиронори Оцука. Несмотря на то, что все четыре основателя этих стилей были хорошо знакомы между собой и обучались у одних и тех же учителей, они не смогли договориться об объединении своих школ в рамках одной системы и с годами пропасть между ними продолжала разрастаться. После Второй Мировой войны, навыки рукопашного боя отошли на второй план, все страны расположились в чётко очерченных границах, вооружение и приёмы ведения войны модернизировались. Поэтому боевые искусства, в том числе и каратэ, получили "второе дыхание" как спорт. "Первой ласточкой" стало дзюдо, получив олимпийский статус и своим примером воодушевив остальные традиционные боевые единоборства. Чтобы не говорили о негативном влиянии спорта на традиции, очевидно, что в современном обществе спорт приносит куда большую прибыль, чем традиционная модель с большим количеством "табу". Поэтому и рекламируют "спортивные" стили больше, чем "традиционные", ведь спорт стал прибыльным товаром, а реклама – двигатель торговли. В свою очередь "традиционные" школы решили сыграть на контрасте, заявляя о "закрытости" информации, отказе от соревнований вообще или проведения соревнований по своим "особо объективным правилам" и т.д. Названия школ, стилей и организаций каратэ становятся торговой маркой, на которые раздаются авторские права, как на любой другой товар. То, что раньше называлось "миром боевых искусств", сейчас всё чаще зовётся "рынком боевых искусств", и если раньше эффективное техническое действие считалось "военной тайной", то сейчас это – "коммерческий секрет". В современном мире с таким обилием событий и информационных носителей сохранить что-либо в секрете стало очень сложно. Всё, что представляет хоть какой-то интерес для конкурентов, рано или поздно становится им известно, чему способствует масса причин, в том числе и промышленный шпионах. В спорте тоже остаётся всё меньше тайн в методике подготовки, на первый план выходит экипировка, изменение правил соревнований (или влияние на судейское решение) и препараты, которые ещё не известны конкурентам и допингконтролю. Но достоинство традиционных боевых единоборств именно в приверженности своим давним традициям, которые, в силу своей неизменности, перестали быть секретом! Бум на восточные боевые искусства начался в шестидесятые годы прошлого века и продолжается, то затихая, то усиливаясь, вот уже 50 лет. И если раньше ещё были какие-то "заповедные зоны", которые удивляли своей самобытностью и эффективностью, то сейчас их практически не осталось, а все новые системы (или ранее неслыханные названия стилей и школ) оказываются переделками старого. Время от времени на "рынок боевых единоборств" "выбрасывается» новый товар – либо какая-нибудь народная система единоборств (бирманская, африканская, индейская, бразильская, русская и т.п.) или "уникальный комплекс самозащиты", созданный на основе самых эффективных техник рукопашного боя народов мира или спецподразделений. Для того, чтобы подогреть интерес к "новому товару", рекламируется его эффективность, рассказывается о его "истории" и делается намёк про некие "секретные техники", которые можно постигнуть лишь под руководством опытного специалиста. Самый главный "секрет" состоит в том, что получение полезных навыков в любом единоборстве происходит только после определённого количества литров пролитого на тренировках пота. Исключений никогда не было, нет и не будет. Но опытный наставник может направить ученика по правильному пути, который окажется намного короче ложного и позволит сберечь массу времени и сил, поэтому правильные методики тоже являются определённым "секретом", с которым профессиональный инструктор не спешит расставаться, а норовит растянуть подлиннее и подольше, обеспечивая интерес к своей персоне, а следовательно и стабильный доход.
    Одной из отличительных черт уникальности методики каратэ, заимствованной из китайского ушу, является практика формальных упражнений – ката. До конца понять смысл, скрытый в ката, дано не каждому. Только длительная практика позволяет получать правильную информацию, заложенную создателями в эти комплексы и именно здесь, как нигде актуальна помощь настоящего мастера, который поможет постичь их логику. Раньше, дабы исключить самую призрачную возможность таких открытий, ката тоже были засекречены и нигде не демонстрировались. В этом был свой резон – опытному мастеру движения незнакомой ката говорили то же, что скажут конструктору подробные чертежи новейшего механизма. Здесь важна сама идея, принцип, на основе которого происходит революционное открытие – как яблоко для Ньютона или ванна для Архимеда.
    У нас о каратэ люди узнали в конце шестидесятых годов прошлого века после демонстрации на киноэкранах страны фильма Акиры Куросавы "Гений дзюдо". И если раньше о каратэ знали единицы, то теперь о нём заговорили все! В то время даже опытные преподаватели дзюдо были редкостью, а про мастеров каратэ вообще слышать не приходилось, поэтому очень скоро массовые восторженные разговоры затихли, но самые фанатичные энтузиасты начали тренироваться самостоятельно. В качестве учебных пособий использовалось всё, начиная от самостоятельно переведённых зарубежных самоучителей, до журнальных фотографий. Некоторым счастливчикам повезло в общении с иностранными студентами, имеющими опыт практики каратэ на своей родине, или знакомством с дипломатами, которые брали уроки каратэ за рубежом. Эти "носители информации" очень быстро обрастали единомышленниками и стихийно превращались в "клуб", который нигде не регистрировался, но начинал весьма активно существовать, налаживая контакты с себе подобными "образованиями". Одними из первых "лидеров каратэ" в Латвии были Олег Онопченко, Сергей Травин и Александр Шестаков. Схема их "творческого роста" была схожей – занятия спортом (самбо, спортивной гимнастикой, боксом), увлечение "экзотикой" (джиу-джитсу, дзюдо, кунфу), поиск единомышленников и наставников, организация своего "коллектива энтузиастов". Онопченко был старше и опытнее, поэтому имеет право считать Травина и Шестакова, которые сами нашли его, своими учениками. В свою очередь Травин и Шестаков так же имеют право считать Онопченко старшим товарищем, а не учителем, поскольку большой форы в знаниях и навыках в то время у него не было. Олег Онопченко отличается от других своих коллег тем, что не привязывается к чему-то одному, а идёт дальше. Начав с самостоятельного изучения джиу-джитсу и дзюдо, он увлёкся каратэ, йогой, потом кунфу (ушу), далее было айкидо, хапкидо и ниндзюцу. Теперь Онопченко представляет свою собственную систему Коло, вобравшую в себя всё лучшее из вышеперечисленного, а также целые разделы народной славянской медицины, оздоровительной гимнастики и т.п. Будучи первооткрывателем по натуре, Онопченко всегда первым берётся исследовать новомодное явление, объединяет вокруг себя энтузиастов, затем ставит наиболее способного своего "коллегу" возглавлять этот коллектив, а сам переключается на что-то другое. Это очень интересный, умный и эрудированный человек, который заслуживает огромного уважения.
    Ну а в семидесятых годах, Травин и Шестаков в Москве познакомились со школой Сэн Э и её создателем, Алексеем Штурминым, который позже создал Федерацию каратэ СССР, и стали его полномочными представителями в Латвии. После этого их пути с Онопченко разошлись из-за того, что он был против "вступления к кому-то" и его не привлекала спортивная направленность.
    Массовый набор в группы каратэ в Латвии начался в 1979-м году, безусловным лидером была школа Сэн Э, возглавляемая Травиным, который первым в Латвии был удостоен красного пояса, что по тогдашним меркам было равносильно первому дану. Школа развивалась тактически очень грамотно – сначала Травин легализовался как главный инструктор каратэ Спортивного Клуба Армии (СКА), затем Шестаков возглавил филиал "Динамо", таким образом Сэн Э "застолбило" за собой два главных ведомственных клуба Министерства Обороны и Внутренних Дел, чем обеспечило себе звание "клуба номер один", объявив всех других "оппозиционерами". Мне в ту пору было 14 лет и я начал свои тренировки каратэ Сэн Э в группе Сергея Ивановича Пантелеймона, в числе учеников которого тогда были будущие президенты национальных Федераций и Ассоциаций Вячеслав Семенков (таеквондо) и Олег Сидорчук (кикбоксинг), а также множество других, известных ныне людей.
    Я несколько отвлёкся от темы только для того, чтобы напомнить атмосферу времени, когда у нас в стране зарождалось это явление – каратэ, свидетелем и участником чего был и я. Сейчас выросло несколько поколений, для которых всё это неведомо и нелепо, но всё это было…

    Часть вторая.

    Уже тогда всех людей можно было условно поделить на "касты". Круг первый – те, кому совсем не интересно каратэ; круг второй – кто интересуется каратэ, но не имеет возможности попасть в число учеников; круг третий – новички, которых после рекомендации старших товарищей допустили к тренировкам; круг четвёртый – ученики, которые своим отношением и успехами заработали право тренироваться в каратэги (кимоно) с белым поясом; круг пятый – ученики, которые после тяжёлых испытаний и экзаменов заслужили право на ношение эмблемы школы на груди и на поясе (часто этот экзамен делили на два – отдельно эмблема на пояс, отдельно – на каратэги); круг шестой – инструктора, которым доверяют тренировки с начинающими (группы количеством в сто и более человек); круг седьмой – обладатели красных поясов (в ту пору в Латвии их было не более пяти). Далее шли руководители филиалов – Сергей Травин и Александр Шестаков, потом старшие инструктора из Москвы, обладатели коричневых и чёрных поясов, и, наконец, два "мудрых дракона", имеющих право на ношение чёрного пояса с чёрным каратэги – Тадеуш Рафаилович Касьянов и сам Алексей Борисович Штурмин.
    О появлении школы Сэн Э до сих пор не утихают споры, достоверной информации недостаточно, утверждать что-то с полной ответственностью сложно. Но за все эти годы, собирая информацию по крупицам, я могу взять на себя смелость для некоторых выводов.
    Вероятно, Алексей Штурмин постигал технику каратэ по книгам, причём основным направлением стал Шотокан. Когда стал очевидным его прогресс, и вокруг него собралась инициативная группа товарищей, было решено легализоваться. Имея связи "на самом верху", Штурмин решил с самого начала создать "легенду" о своём стиле, тогда и была запущена история о "засекреченном" корейском студенте (его имя нигде не называется), который внезапно появился, в течении двух лет обучал Штурмина "корейскому каратэ", а перед своим внезапным отъездом, вручил ученику свой чёрный пояс со словами "Теперь ты достоин его носить". Возможно, что-то подобное было в действительности – Штурмин вполне мог получать какие-то "уроки" у иностранных студентов, отсюда и появился собирательный образ "корейского мастера". Штурмин мог сказать правду о том, что всего достиг сам, но этого в то время было бы недостаточно, "массы бы за ним не пошли", а чёрный пояс по "корейскому каратэ", это как знак качества! Когда количество подготовленных учеников перевалило за сотню (1975 год), было решено определиться с названием стиля. Взять имя какого-то известного направления каратэ означало - во-первых, признать свою второстепенность; во-вторых, риск навлечь на себя критику в "нечистоте стиля" от настоящих мастеров; в-третьих, необходимость "идти на поклон" к патриархам выбранного стиля за разрешением продолжать преподавание под этим именем; и ещё очень и очень много вопросов, которые требовали немедленного решения. Провозгласить о создании "советского стиля каратэ" тогда тоже было рискованно – это грозило оттоком значительного числа занимающихся к другим учителям, которые, хоть и заявляли о себе, как о стилевых мастерах, на деле ничем не отличались от Штурмина по уровню своих знаний и навыков. Поэтому, продолжая разрабатывать "корейскую тему", было найдено корейское словосочетание "Сэн Э", означающее "дело всей жизни", или "вся жизнь", повторяющее по своей сути китайское "кунфу". Предложил это название Лев Слабский, за что и получил денежную премию в размере ста рублей. Практически вся базовая техника была взята из Шотокан, оттуда же позаимствовали ката - три Тайкёку, пять Хэйан, три Тэкки, Канку-дай, Бассай-дай и Эмпи, но в дальнейшем, от Тайкёку, Канку и Бассай отказались. Из Кёкушинкай взяли Янцзу и Тэншо, из Вин-чун Сиулум-тао. Три ката – Хадоди (Хэдоди), Хачим (Хэчим) и Пангэ взялись непонятно откуда, их либо придумали сами, либо они действительно корейские.
    В Сэн Э сложилась и своя система поясов и рангов – белый пояс "прилежный ученик", красный пояс "зажжённый факел", коричневый пояс "верный путь", чёрный пояс "неотразимый удар", чёрное каратэги "мудрый дракон". От традиционной системы Кю и Дан почему то отказались, в результате чего между белым (ученическим) и красным (инструкторским) поясами зависла огромнейшая масса занимающихся. Единственной промежуточной вехой был экзамен на право ношения эмблем – нагрудной, с японскими иероглифами "каратэ", и поясной, с корейскими "сэн э". В 1989-м году на нагрудной эмблеме иероглифы "каратэ" заменили на китайские "шень ян" (вся жизнь, дело всей жизни). Вероятно, это сделали для того, чтобы "откреститься" от каратэ (из-за запрета на его преподавания), или же это - запоздалое восстановление справедливости в авторских правах (истинным создателем технического арсенала стиля Сэн Э был Штурмин, а не Касьянов). Тем не менее, надписи об одном и том же на разных языках мне представляются странными и нелогичными, первоначальный вариант был понятнее (каратэ – дело всей жизни). Не нужно забывать, что сорок лет назад не было Интернета и такого обилия различного материала, всё это усложняло жизнь "самоделкиным", но и играло им на руку – мало кто мог проверить подлинность их знаний. Нам тоже не представлялось это интересным – мы верили в то, что нам рассказывали про "историю школы Сэн Э" и не поддавались на "провокации оппозиционеров". Впервые с "запретом на информацию" я столкнулся именно тогда. Дело в том, что уровень подготовки у занимающихся был приблизительно одинаков, "мастером" считался уже тот, кто "сидел в шпагате" или мог спокойно провести удар ногой выше собственной головы. Базовыми стойками и ударами овладевали достаточно быстро, в кумитэ новичок с боксёрским или борцовским прошлым запросто валил "старших товарищей", поэтому после года усиленных тренировок, усердные новички сравнивались не только с носителями эмблем, но даже с "красными поясами". И вот тут начинало играть роль знание ката, причём не столько технический уровень (критерии которого тогда понимались по-своему), сколько количественный. Максимум, который ты мог выучить под руководством инструктора – это три первых, а если очень повезёт, то и два следующих Хейана. Поскольку пять Хэйан тогда требовались при сдаче экзамена на красный пояс, многие инструктора этим и ограничивались. Выучить каждую следующую форму было целым событием – во-первых, их мало кто знал; во-вторых обучали движениям лишь "в обмен" на другую ката, которой сами не знали. Человек, знающий весь список ката Сэн Э вызывал восхищение и почитался настоящим специалистом, а таковых на тысячи занимающихся было не более двадцати человек. Уже тогда по рукам ходили книги японских мастеров весьма хорошего качества, по которым можно было самостоятельно, подключив смекалку, наглость и инициативу, выучить ката Шотокан, Годзю-рю, Кёкушинкай и Шито-рю, что и делалось. В результате было несколько "ходячих энциклопедий", которые соревновались друг с другом в количестве накопленных ката, число которых переваливало за шестьдесят. Конечно же, ни о каком качестве тогда речи не шло, они просто помнили порядок движений, и то – в лучшем случае. О том, как нужно практиковать ката и для чего эта практика необходима, тогда мало кто догадывался.
    В 1983-м году, когда меня призвали на службу в Советскую Армию, я знал двадцать ката, что очень помогло мне в дальнейших самостоятельных тренировках. Через год, в мае 1984-го Спорткомитет СССР издал приказ за номером 404 о запрете на обучение каратэ во всех спортивных обществах страны, а в Уголовном Кодексе СССР появилась статья 219 – Незаконное обучение каратэ, которую я приведу полностью:
    "Нарушение установленных правил открытия секций спортивного каратэ или набора в них граждан, либо обучение в секциях приёмам, запрещённых спортивными правилами, а также самовольное, без разрешения соответствующих органов, обучение приёмам каратэ, совершённое после административного взыскания за такие же нарушения, -
    Наказывается лишением свободы на срок до двух лет или штрафом до трёхсот рублей, а при наличии корыстной заинтересованности – штрафом до пятисот рублей. Те же действия, совершённые лицом, ранее судимым за незаконное обучение каратэ, либо связанные с получением материальной выгоды в значительных размерах, - Наказываются лишением свободы на срок до пяти лет с конфискацией имущества или без таковой."

    То есть, с одной стороны говорилось о «нарушении установленных правил открытия секций спортивного каратэ», подразумевая, что такие правила есть, и что «открытие» в принципе, возможно. Но с другой стороны был запрет Спорткомитета для ВСЕХ спортивных обществ (исключая армию, милицию и госбезопасность), демагогический шедевр под девизом "абсолютного запрета нет, но посадим любого, кто нам не понравится"!
    После демобилизации в 1985-м году найти секцию, в которой легально занимались каратэ, было невозможно, о том чтобы бросить тренировки я и подумать не мог, поэтому мы ушли в подполье до 1990-го года, когда легальные тренировки вернулись под видом ушу, таеквондо и кикбоксинга. Далее политические события страны развивались так, что властям стало не до каратэ, и мы снова легализовались, но уже под другими названиями. Дело в том, что годы самостоятельных исканий не прошли даром, мы увидели, что кроме Сэн Э есть и другие достойные и интересные стили каратэ. "Аукнулся" и разрыв между Касьяновым и Штурминым, а в дальнейшем и между другими старшими инструкторами, во время которого наружу было вылито море грязи. Очень много людей, требующие от своих учеников преданности себе, демонстративно предавали и хаяли своих учителей, думая, что это пойдёт им на пользу. Мы взрослели, познавали жизнь и становились умнее, разыскивая Учителя в себе.
    Перестройка с последующей независимостью и суверенитетом, принесла с собой огромную волну информации и нового мышления, ломались старые стереотипы и старые догмы, требовалось время для переосмысливания всего этого, для поиска своего места в жизни. Практически все старшие инструктора школы Сэн Э открыли свои организации, в которых стали преподавать различные стили каратэ, ушу, таеквондо, кикбоксинг и рукопашный бой. На мой взгляд, основных причин было две – попробовать свои силы в традиционных, а не в "самодеятельных" стилях, и занять первое место в иерархии своей организации. Но если раньше, при сильном дефиците информации и запретах на преподавание каратэ, такое ещё было возможно, то теперь каждый инструктор, не согласный с политикой руководства, мог вполне комфортно существовать и автономно. Давно пора бы понять, что запретами и угрозами никого возле себя не удержишь. Я так подробно описывал "эволюцию" латвийского Сэн Э только потому, что по схожей модели развиваются и другие организации, повторяя всё, что уже было до них. Отношения в организации необходимо строить на взаимной выгоде, а все решения принимать сообща, тогда не будет почвы для обид и недоверия, что неминуемо приведёт к расколу.
    Сейчас в Латвии огромное количество различных организаций боевых единоборств, которые, из-за взаимных обид, редко сотрудничают между собой, в результате общий уровень значительно ниже своего потенциала. Когда руководителям удаётся унять свои амбиции и договориться о сотрудничестве, то в результате роста конкуренции начинает расти и технический уровень, у инструкторов появляется стимул к творческому поиску и совершенствованию методики преподавания. Но не все хотят работать над собой, им гораздо легче отсиживаться "в своём пруду", критикуя всех остальных по любому поводу. Однако, старые стереотипы всё ещё сильны и вряд ли когда-нибудь атрофируются окончательно. На рынке боевых искусств знания всегда останутся товаром, на котором будут зарабатывать деньги. Альтруисты составляют абсолютное меньшинство в любой среде, человека, бесплатно тренирующего своих учеников, или не берущего взносы за участия в соревнованиях, найти так же трудно, как цветок папоротника. Зато повсюду достаточно людей, профессионально зарабатывающих деньги на тренировках, экзаменах и соревнованиях. Я не порицаю их – спрос рождает предложение. Если есть люди, готовые платить деньги за то, чтобы потешить своё тщеславие, почему бы им не предложить свои услуги? К сожалению, часто на первое место выходит форма, а не содержание. Уважаемые мастера начинают в качестве доказательства своей значимости, демонстрировать дипломы, подписанные другими уважаемыми мастерами, а не свои навыки и умение. Это больше похоже на выставку собак, где соревнуются родословные, а не дрессировка.

    Я занимаюсь каратэ больше тридцати лет и по своему опыту могу заявить – знания на замок не закроешь. Если поставить перед собой цель, к примеру, выучить ката Хякухачихо, то рано или поздно, она осуществится. В далёком 1980-м году я самостоятельно переводил книгу Масатоши Накаяма "Лучшее каратэ", в которой увидел список ката Шотокан. Что-то я уже знал, но большинство названий были для меня "подобны надписи надгробной на непонятном языке". Они завораживали своей музыкой – Чинтэ, Мэйкё, Унсу, давали волю фантазии – Санчин, Сочин, Сэйэнчин, и колотили молотком по мозгам – Нидзюшихо, Годзюшихо, Хякухачихо! Вот тогда я, не давая себе никаких клятв, просто и буднично решил, что не прекращу своих занятий до тех пор, пока не выучу все эти ката. Ведь они существуют, кто-то их знает, так почему их не смогу узнать и я? Кто мне сможет помешать это сделать? Всё приходит вовремя для того, кто умеет ждать. Можно только добавить – не лежать на печи, а заниматься активным поиском, не торопя события. Прошло тридцать лет, и я выучил весь этот список, и ещё очень много сверх его, уже забыв про первую побудительную причину. Никакие препятствия не стали непроходимой помехой, вода камень точит.
    Традиционный Шотокан вырос на знаниях многих выдающихся мастеров, среди которых я выделяю Итосу – Фунакоши – Накаяму – Асаи. Пусть не сердятся на меня последователи других мастеров, я всё ещё очень мало знаю и не в силах объять необъятное. Так вот, мастер Тэцухико Асаи в последние годы своей жизни обучал множеству ката, которые он создал на основе своего опыта и видения каратэ Шотокан. Ещё нигде не опубликован полный список этих ката, но и то, что известно, впечатляет. Его наследие не стало исключением – его тоже сделали товаром и продают за деньги. Этих людей тоже можно понять, в своё время и они регулярно делали взносы, а теперь хотят "отбить бабки" с процентами и доплатой за "эксклюзив" - это их право, к тому же оно охраняется законом. Но смею высказать предположение, что сэнсэй Асаи создавал свою уникальную методику не для того, чтобы на ней "делали деньги" его соратники, а для того, чтобы помочь занимающимся лучше понять КАРАТЭ. Ну а я получил ещё один стимул для продолжения своих тренировок – освоить весь список ката гения каратэ – мастера Асаи. Самый длинный путь начинается с первого шага, а дорогу осилит идущий, так что я не вижу ничего, что помешало бы мне осуществить задуманное. Ведь мастерства, которым невозможно овладеть, не существует! Тем, что оказалось под силу одному человеку, сможешь овладеть и ты. А те, кто прячет нечто, рискуют потерять это, так и не воспользовавшись им ни разу. Имеем ли мы право делить людей на достойных и посторонних, принимая в расчёт денежную сумму, которую они могут заплатить? Мастера КАРАТЭ отдали свои знания людям, так нужно ли создавать искусственные барьеры на этом пути?

     
     
     09.07.2010
    Игорь Сироткин
    Технический директор Латвийской Федерации Каратэ-джитсу


    Источник: http://www.ma-eshop.lv/articles.php?newsid=23&i=9
    Категория: Публикации | Добавил: RabotNik (13.10.2010)
    Просмотров: 3616 | Комментарии: 1 | Теги: Сироткин | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]