И всё таки, а к чьим ката относятся Кибакены 2,3,4,5. К Асаи или Като?
Я ещё ни от кого не слышал, что Асаи сэнсей показывал (учил) кого-либо другим формам Кибакен, кроме первой. Это говорит в пользу того, что "остальные" ката Кибакен были разработаны Като сэнсеем. Как он это делал - исходя из своих собственных идей или обработал исходный материал, оставленный ему Асаи сэнсеем, можно будет узнать только у него. Возможно, если эта информация не будет засекречена, мы сможем узнать об этом от уважаемого Ракеты, или от его коллег. Как говорил Жванецкий: "Будем ждать вспышек памяти или сведений со стороны".
Там написано, что Като сэнсей разработал (помимо других) шесть ката: Кибакены 2,3,4,5, Кибакен (спэшл) и Фушу. Видимо, этот спэшл, то же самое, что и "болгарский" супар (или супер). Интересно, что сподвигло Като сэнсея на создание всего этого. И как выглядела форма Хушу (Кадзэ-но-тэ) в авторстве Асаи сэнсея. Может быть, кто-нибудь прольёт свет на эти вопросы?
Сам Като рассказывал, уж не знаю в шутку или нет, что он придумал кибакены в пабе (пивном баре). Из-за больных колен он уже не может заниматься столько как раньше и поэтому постоянно сидит и придумывает, что-нибудь для каратэ и вообще, он практически всегда думает только о каратэ. Ну а лично меня нисколько не удивит, что такому мегамозгу как Като возмёт да приснится новое ката, как Менделееву его таблица.
Эта история похожа на правду и многое объясняет. Я тоже не удивлён, что Като сэнсей, с его опытом, способностями и знаниями, может "выдать на гора" ещё много чего. Поэтому для него не существенны такие мелочи, в каком месте в Кибакен первый киай, с какой руки, или в какую сторону делать ту или иную "кибакеновскую" комбинацию. Потому-то на разных семинарах в разных странах и в разное время он их делает "немного иначе" - авторское исполнение, а автор ВСЕГДА прав. Мне очень нравится эта серия форм, в них интересно переплетена техника из классических форм с некоторыми неожиданными ходами. Я узнавал их в такой последовательности - Сандан, Нидан, Шодан, Йондан и Годан. Здорово, что там, в отличие от Тэкки есть развороты назад, применяются почти все удары ногами. Я всё ждал, когда же появится маваши-гери, но в первых пяти Кибакенах его нет, вся надежда на "спэшл" И ещё, "логика" форм Кибакен очень напоминает мне ката Сэн Э Хадоди (восход) и Хачим (закат), происхождение которых до сих пор не известно. Может быть их придумал Штурмин или его ученики, но так, или иначе, это случилось 30 лет назад, когда про Кибакены ещё никто слыхом не слыхивал. Вот вам и "сон Менделеева"!
Продолжая тему "авторского исполнения", хочу привести ещё один пример
В этом рекламном ролике Масутацу Ояма исполняет "фантазию" на тему Тэкки Шодан. Причём, хорошо видно, что движения у него прекрасно наработаны, но из-за того, что он давно её не повторял, он "импровизирует на ходу" (промежуток между 2.57 - 3.20). Кстати, Тэкки при жизни Оямы не были включены в официальные ката Кёкушинкай, однако, после его смерти, последователи Сосая включили их в свою практику.
Нетрудно убедиться, что основной рисунок ката не изменился, однако сам Ояма после хайшу-уке делает каги-цуки, а не эмпи-учи, "раскручивает" нагаши-уке и ура-цуки на месте, а не после перехода и меняет направление второго хайшу-уке после моротэ-цуки. Известно, что Ояма изучал каратэ у Ёшитака Фунакоши (Шотокан) и Гогена Ямагучи (Годзю-рю), после чего создал свой стиль каратэ - Кёкушинкай. Во времена, когда были сняты эти кадры, Ояма уже заявил о себе, как о самобытном мастере и пошёл наперекор традициям, "пиаря" себя и свой стиль всеми доступными способами. Его нисколько не смущало то, что он изменяет классические исполнения ката в "угоду" своему видению и логике. Мастерам такого уровня это позволено. Какое отношение всё это имеет к теме Кибакен? Во-первых - Тэкки и Кибакен (по моему) родные братья. Во-вторых,"продолжение" Тэкки создал Итосу, а серию Кибакен продолжил Като (амбиции и способности которого ничуть не ниже, чем у Оямы). В-третьих, Като (как и Асаи) не выполняет ката, а "проживает" их, поэтому позволяет себе "импровизировать", а его "импровизации" недосягаемы для тех, кто отстаёт от его уровня. Нужно всё это правильно понимать и постигать его технику не только умом, а ещё и душой, сердцем (кстати, иегоглиф "Шин" (в другом прочтении "Кокоро") так и переводится - ум, душа и сердце, "три в одном"). Всё это не отменяет каноны классики, но "не это главное". От всего сердца желаю всем успехов в постижении каратэ. Осс!
"И ещё, "логика" форм Кибакен очень напоминает мне ката Сэн Э Хадоди (восход) и Хачим (закат), происхождение которых до сих пор не известно. Может быть их придумал Штурмин или его ученики, но так, или иначе, это случилось 30 лет назад, когда про Кибакены ещё никто слыхом не слыхивал. Вот вам и "сон Менделеева"! " Да причём здесь "сон"? Они выучили по книжкам хейан и текки. Надо было двигаться дальше. Пак придумал Хэдоди и панге после поездки в Узбекистан к родственникам корейцам. Уж что там "навеял" ему - надо спрашивать его самого. Но Штурмин "утвердил" ката, как утвердил до этого Тенсё в варианте Касьянова (тому этот ката очень говорят нравился потому что можно ногами ничего не делать. У него вообще ноги - "слабое звено" ). Последний семинар в Москве в мае Като работал с Кибакен 4...
Про Хадоди, Хачим и Пангэ. Если допустить, что так оно и было, и их придумал Пак после общения с узбекистанскими родственниками, это не делает эти формы менее интересными для меня. Я об этом и говорю - то, чем занимались 30 лет назад корейцы в Узбекистане, очень сильно похоже на серию Кибакен. Я о том, что информация растворена в воздухе - Менделееву приснилась таблица, Паку - Хачим, а Асаи - Кибакен. Кстати, если задасться целью, то любую классическую форму можно переделать под эмбусэн "ичиджи гата" (прямая линия), сделать её симметричной, вот вам и ещё один Кибакен! Получается, что Пак додумался до этого ещё тогда, когда его коллеги учили ката по книжкам. Не нужно забывать, что через "обучение по книжкам" прошли практически все, кто занимался каратэ в те годы - другого выхода не было у тех, кто хотел заниматься! "Инициативной группе" Сэн Э никто не мешал добавить себе ещё несколько форм из Шотокан (первоначально там были ещё три Тайкёку, Канку-дай и Бассай-дай , а остались только Хэйаны, Тэкки и Эмпи). Поскольку было громко заявлено о том, что Сэн Э - школа "корейского каратэ", то нужно было практиковать и "корейские" ката, вот они и появились . Возможно, что их названия, так же, как и название школы, взяли из словаря. Но возможно так же, что узбекские корейцы развивали своё "фамильное" направление. В те времена таеквондо тоже было широко распространено, однако в Сэн Э не вошла ни одна "таеквондистская" форма.
Про Касьянова. Тадеуш Рафаилович очень годился своим мае-гери, который натренировался пробивать в "дзёдан". Чаще всего я видел его демонстрации Тэншо и Янцзы (там есть мае-гери), но есть ещё и три Тэкки, в которых тоже не сильно ногами машут, а к Тэкки у него почему-то "душа не лежала" . Думаю, здесь не в "слабом звене" дело - просто эти две формы нравились ему больше остальных. У каждого мастера есть свои предпочтения - вспомните того же Кагаву Вот в чём я сильно сомневаюсь, так это в том, что Касьянов разработал "свой" вариант Тэншо. По его же словам, он всему научился у Штурмина, так что Тэншо наверняка "переделал" кто-то другой. Странно, что при том, что на заре своего развития Сэн Э "воевало" с Кёкушинкай, они позаимствовали у "врага" целых две ката
"Ветераны" Сэн Э чаще вспоминают о том, кто от кого ушёл и почему, а вот про то, как они методику свою разрабатывали, у кого и где учились, не говорят. А жаль...
Не надо допусков. Так оно и было. Это - факт из достоверного источника. Янцзы делал тоже кто-то из Сэне. Кто не знаю. Но первоначально он почему-то назывался янцзы-дзян. Потом Янцзы, хэдоди и пвнге попытались сделать классикой перед первым первенством СССР по ката - их ввели в обязательные ката с хейанами и Бассай Дай. Но народ не очень принял эти ката - тем более что стилевиков настоящих было в разы больше чем сэнсе, но они плох могли влиять на происходящее ввиду недопуска к "телу" советского каратэ - там всё держали Штурминские ребята - корочки контролировал Агаев, Судейство Смирнов, Лисен Хи и Чижевский. А комиссия была под Штурминым и Касьяновым. Москвой занимался Попов. Так что народ мог только тихо саботировать что и делалось.
Сейчас про первые шаги каратэ в СССР много рассуждений, которые, в основном, сводятся к "разборкам" - "кто он такой" и "по какому праву". Пепел старых обид всё ещё стучится в сердца "ветеранов", обретая новую жизнь в головах их учеников. Надеюсь, что настанет время, когда можно будет спокойно "разложить всё по полочкам" воздав каждому по справедливости. Алексей Горбылёв смог написать (точнее, начать работу) историю развития окинавского и японского каратэ, уважительно относясь к каждому из "персонажей" - возможно из-за того, что сам не является ярым поклонником какого-то конктретного стиля. А вот у Алексея Маслова получился пасквиль, который вызывает только недоумение даже у тех, кто поверхностно знаком с предметом. А значит, что появится человек, способный сделать то же и на тему развития боевых искусств в СССР и в постсоветском пространстве. Конечно же, всего объять ему не удасться, но основной каркас появится. Всё написанное не относится к теме "Кибакен Нидан", стоит ли открывать новую тему на нашем форуме, как вы считаете?
Интересно было бы узнать мнения именно "ветеранов",а не их учеников,как было правильно написано выше "пепел старых обид все еще стучится В сердца "ветеранов"обретая новую жизнь в головах их учеников".Наверное стоит открыть эту новую тему.Я читал Историю развития каратэ в СССР в изложении шихана Дорменко,Бороздина и других "грандов".Интересно,что в изложении своих версий они друг друга никак не упоминают в исторических контекстах.Правда более-менее( лично мне )по душе версия шихана Дорменко т.к.в кое- каких событиях, о чем он пишет я и сам был очевидцем.(После запрета).