Это дробление не обошло стороной и Шотокан. После смерти Г. Фунакоши в 1957-ом году отделилась группа старших учеников, лидером которых был Ш. Эгами и создала организацию Шотокай. Сторонники Эгами стояли на традиционных позициях, считая недопустимым проводить турниры по спортивным правилам, резонно полагая, что это повредит традиционной технике и отношению к истинным ценностям каратэ. Другую группу возглавлял М. Накаяма, ставший шефом-инструктором Японской Ассоциации Каратэ (JKA) и организовавшем первые соревнования по спортивным правилам. Одним из первых Накаяма подвёл научную базу под традиционную технику, обучив по этой методике множество талантливых учеников и направив их в различные страны мира для распространения и популяризации Каратэ Шотокан. После смерти М.Накаямы в 1987-ом году, из-за спора кто должен возглавить JKA, единая некогда организация раскололась сначала на две, а с 2000-го года и на несколько частей. Кроме обучения каратэ, JKA за годы своего существования научилась зарабатывать деньги, это и послужило главной причиной раздоров среди бывших единомышленников. Такая картина, к сожалению, типична для всех других, некогда крупных стилевых организаций. И чтобы не говорили те, кто уходит и те, от кого уходят, главная причина этого – неумение или нежелание урегулировать права и обязанности, "по-честному" делить доходы и расходы. Эта проблема стара, как мир - самурайская преданность была, но также существовало и предательство. Если почитать историю средневековой Японии, то подобные примеры долго искать не потребуется. Верность верностью, но и свою выгоду именитые даймё (крупные землевладельцы) всегда ставили на первое место. Реальность такова, что верности требуют от рядовых, а с "начальниками" "договариваются". Это отступление от темы мы сделали только для того, чтобы было понятно – не нужно искать в этом правых или виноватых, просто нужно признать, что такое явление существовало раньше и существует в современном каратэ.
Мы никак не можем повлиять на этот процесс, поэтому должны принимать это как данность и использовать ситуацию с выгодой для себя. Кроме финансовой независимости, новые организации предлагают новые методики обучения, которые их основатели создали, анализируя собственный опыт. Находясь под чьим-то руководством, инструктор не всегда может беспрепятственно внедрять в обучение свои разработки, он вынужден соблюдать рамки рекомендованной ему методики. В своё время Г. Фунакоши был новатором, которого критиковали старые окинавские мастера, но теперь про это мало кто вспоминает. Продолжателем этой линии несомненно является соратник М. Накаямы Тэцухико Асаи (1935- 2006), основавший и возглавивший в 2000-м году JKS (Japan Karate Shotorenmei). Вот что говорит о его стиле М. Накаяма: "Бесконечно меняющиеся движения Тецухико Асаи, иногда напоминающие танец в полёте, захватывают у зрителей дух от восхищения. Нырок под бьющую ногу, удар в пах снизу, уход от атаки будучи на волосок от неё, прыжок для атаки в шею соперника рукой-мечом, приземление и обратное движение для подсечки – такие сложные акробатические трюки, которые реально применяются, он демонстрирует в кумитэ. Практически он не имеет себе равных. Источник его неподражаемого таланта в тренировках с юных лет, в которых он развил мощные бёдра, гибкое тело, глубокие технические навыки, отличные рефлексы и стальные нервы." Асаи доказал состоятельность своей техники побеждая не только на спортивных площадках. Закончив курсы инструкторов, он поехал открывать клубы каратэ Шотокан на Тайвань, в страну, имеющую сильных мастеров ушу. Там на него посыпались вызовы на поединки – по тамошним меркам открыть школу каратэ в "цитадели ушу" было неслыханной дерзостью. Перед Асаи встала трудноразрешимая проблема – с одной стороны, отказавшись от поединков он может прослыть трусом и шарлатаном, а с другой – победив, он рискует навлечь на каратэ ещё большую ненависть. Поэтому он встречался в поединке со всеми и, подтверждая своё преимущество, никогда не причинял соперникам серьёзного вреда.
Однажды Асаи получил приглашение на обед от старейшего тайваньского мастера стиля журавля, г-на Линя. Во время непринуждённой беседы, Линь внезапно атаковал гостя целой серией мощных и резких ударов, которые Асаи отклонил одной рукой, держа вторую в кармане и не переставая улыбаться. Поняв всю тщетность этих попыток, Линь снова вернулся за стол, как ни в чём не бывало, продолжив прерванную добродушную беседу. Позднее Линь объяснил, что причиной этого кулачного боя было желание убедиться, достоин ли Асаи обучать старших учеников Линя. Если бы Асаи оказался слаб, то был бы уничтожен – за свои 60 лет жизни Линь не встречал никого, кто был бы способен защититься от его атак. Он был очень удивлён, что такой молодой человек, а Асаи было в ту пору 26 лет, смог что-то противопоставить ему. После этого случая вызовы на поединки стали приходить реже, а тайваньское сообщество боевых искусств открылось ему. Обладая столь неординарными способностями, Асаи сделал попытку обучить своей технике и передать её ученикам, создав множество новых ката. В бытность Накаямы Шотокан канонизировал 26 ката, Г. Фунакоши практиковал и знал около 30-ти ката, но рекомендовал своим ученикам только 15. В то же время на Окинаве было известно порядка 60 основных ката и различные их варианты, а также множество ката с традиционным окинавским оружием (нунчаку, кама, бо, сай и т.п.). Сейчас мнения ведущих мастеров Шотокан, основавших свои организации, разделились. Одни считают достаточным то, что было "завещено" Накаямой, другие за качественное изучение минимума наиболее характерных для Шотокан ката (они исключают из обязательного списка те ката, исполнение которых вызывает наибольшее число неразрешимых вопросов), третьи включают в список обязательных ката, которые практиковал Фунакоши, но не канонизированные Накаямой из-за их сложности (Хякухачихо, Сэйэнчин, Сэйпай и другие). Асаи разрабатывал свои формальные комплексы более десяти лет, постоянно изменяя их, поэтому назвать сейчас их точную цифру сложно. Однако, некоторые из них – Джунро, Какуёку, Хачимон, Суйшу, Касу и многие другие, показаны мастером широкому кругу занимающихся, сняты на видео и снабжены всеми необходимыми комментариями, что позволяет надеяться, что это ценное наследие не пропадёт безвозвратно. Но не все занимающиеся с восторгом восприняли эти новости, ведь теперь вдобавок к старым, они вынуждены будут изучать новые ката. Это давний "больной вопрос" - не все видят в ката помощника в освоении техники, для большинства занимающихся каратэ, ката – досадная "нагрузка" на пути к чёрному поясу, без которой (по их разумению) они вполне могут обойтись. JKS – достаточно крупная и авторитетная организация, проводящая крупные и престижные турниры, включила новые ката Асаи в программу квалификационных экзаменов и в список обязательных ката для состязаний. Это значит, что все её члены, которые захотят повысить свой уровень Кю или Дан, а также участники соревнований по ката, обязаны овладеть этой техникой в достаточной мере. Это – правильная и последовательная политика, позволяющая перенять наследие Асаи и реально отличаться от других, производных от Шотокан, организаций.
Латвийские спортсмены также имели возможность оценить новые ката Асаи на семинарах его сподвижника Садашигэ Като. Их реакция не отличалась от описанной – от полного восторга до абсолютного непонимания "для чего нам всё это нужно". Очень много зависит от того, какое отношение к этой технике будет у инструктора, ведь ему необходимо разобраться в ней самому и понять, как подать её своим ученикам, чтобы она стала не просто "мёртвыми движениями под счёт", а живой идеей, помогающей человеку раскрыть свой спрятанный потенциал. Учитель должен постоянно учиться сам, чтобы не стать "застывшей формой". Ката Асаи – это взгляд с другого ракурса на старую технику Шотокан, который не искажает, а дополняет её, помогает понять её правильное исполнение и применение. Всем, кто заинтересовался этим, можно порекомендовать начать знакомство с серии пяти ката Джунро.
Первая сложность, с которой столкнётся изучающий Джунро – обилие техники, выполняемой из нэкоаши–дачи. В классическом Шотокан эта стойка появляется только в высших ката (Хангэцу, Унсу, Годзюшихо Дай и Шо), поэтому многие из учеников, особенно те, кто игнорирует соревнования по ката, её не знают совсем! В то же время в Шито-рю она считается основной и изучается с первых занятий. Асаи считал её лучшей позицией для развития мощных действий в поединке и настаивал на самом раннем её изучении. Другая техника, не применяемая ранее в ката – кидзами-мае-гери (исключение – ката Сочин), которая может стать как началом атаки, так и её эффективным завершением из-за того, что поражается цель, находящаяся на любой высоте, от голени до горла. Кроме этого активно применяются обратные развороты (гяку-кайтэн), которые встречались ранее лишь в Хэйан Сандан, Канку Дай, Ганкаку и Дзиин, а разворот на 360 градусов, входящий в технику Джунро, не встречался вообще. Это способствует развитию правильных навыков поворотов, точности окончательных движений, синхронизации движений рук и ног, работе бёдер, осанке, хорошему равновесию.
Ещё одна отличительная черта Джунро, как, впрочем, и других ката, созданных Асаи – все комбинации выполняются в обе стороны, что обеспечивает симметричное развитие тела, в то время как в традиционных ката Шотокан в обе стороны выполняются лишь некоторые связки (за исключением серии Тэкки). Из-за большого влияния спортивного каратэ, инструкторами стало игнорироваться изучение техники, которую запрещают или не оценивают – это учи-ваза (нанесение рубящих ударов руками) и атэ-ваза (техника сокрушительных ударов локтями и коленями). Асаи резонно считал, что эта техника способна стать решающей в реальной схватке, поэтому он также включил её в Джунро. Дословный перевод Джунро означает «шаг за шагом», каждая из пяти Джунро включает в себя законченный комплекс движений, обучающий какой-либо технике и позволяющей постепенно, шаг за шагом, приблизиться к идеальному применению техники каратэ.
Джунро Шодан учит применению гяку-цуки в различных ситуациях боя – в защите и в атаке. Очень важно прочувствовать работу опорной ноги во время толчка и растяжения (хикиоши), а также контроль дистанции.
Джунро Нидан использует в атаке и защите моротэ-ваза (одновременное применение обоих рук). Это удары двумя руками, одновременный блок одной рукой и удар другой, а также защита обеими руками. Всё это требует правильного включения бёдер, что и достигается через практику.
Джунро Сандан широко применяет различную рубящую технику руками (учи-ваза). Это удары в различных направлениях, по разным траекториям, с применением всевозможных ударных поверхностей.
Джунро Ёндан практически в каждой комбинации использует обратное вращёние, в противоположенность обычному линейному передвижению. Правильное вращение бёдер (коши-кайтэн) помогает развить максимальную скорость и взрывную силу, а также сохранить равновесие.
Джунро Годан вобрало в себя большое количество различных передвижений, позволяющих разрывать дистанцию для неожиданной атаки и защиты, а также большое разнообразие контратакующих действий.
Безусловно, что практика всех пяти ката Джунро помогут вам улучшить свою базовую технику, что незамедлительно скажется на результатах ваших тренировок. Во-первых вы будете лучше знать свои возможности, отточите технику, разовьёте полезные рефлексы, во-вторых вам будет легче выполнят более лёгкие комбинации традиционных ката на аттестационных экзаменах и соревнованиях.
Каратэ, как и любое другое боевое искусство, продолжает жить и принимать новые формы. Человек уже давно изучил, как ему следует использовать своё тело для защиты и нападения, а вот методики тренировки всё время совершенствуются. В этом отношении очень наглядна лёгкая атлетика. Как только определились и устоялись правила соревнований, регламентирующие, что разрешено, а что запрещено, методом исключения спортсменами всех стран были разработаны наиболее эффективные способы борьбы с секундами и сантиметрами. Спринтеры используют низкий старт, а прыгуны в высоту – перекидной способ (спиной к планке). Рекорды уже не растут так стремительно, как раньше, человеческий ресурс уже выявлен, превысить результат помогает лишь допинг или новейшее снаряжение.
Поэтому спортсмены и их наставники распределяют свои тренировки так, чтобы подойти к ответственным стартам на самом пике своей формы. Гичин Фунакоши говорил, что цель занятий каратэ не в победе или поражении, а в совершенствовании характера занимающегося. Можно добавить, что характер совершенствуется через тренировку и совершенствование тела. Следовательно, всё, что помогает нам улучшить свои навыки, улучшает наш характер и повышает самооценку. Нужно ли отказываться от этого?
29.09.2009
Игорь Сироткин
Технический директор Латвийской Федерации Каратэ-джитсу