КЛЮЧ К БЫСТРОТЕ ДВИЖЕНИЙ MAINTAINING LEG-SPEED, BODY-SPEED WHAT IS KEY? By John Cheetham SKM 47-1996 / перевод ISI 1998
Почему известные японские мастера — Нисияма, Касэ, Окадзаки, Канадзава, Асаи, Эноэда и другие до сих пор могут двигаться невероятно быстро, хотя некоторые из них уже в преклонном возрасте? В чём секрет сохранения такой быстроты движений ног и тела в таком возрасте? В этой статье я пытаюсь исследовать этот вопрос и найти некоторые ответы на него.
Очень часто каратэка демонстрируют техники, которые выглядят со стороны прекрасно. Возможно, что они много работали, чтобы добиться этого. Однако, они очень часто не знают никаких принципов движения тела, что совершенно необходимо для того, чтобы "поставить" технику. Например, удар ребром ладони может выглядеть хорошо и даже быть весьма эффективным, но при этом проводиться без использования естественных принципов движения тела. Очень часто ученики могут хорошо копировать движение инструктора, и зрителю техника будет казаться той же самой. Различие обычно заключается в принципах исполнения движений, а не во внешнем виде исполняемых техник.
Естественное, легкое, экономичное движение является ключом. Принцип правильного положения бедра является, вероятно, одним из наиболее важных факторов в этом отношении. В своей превосходной книге — "Shin Kage ryu — Japan's Complete Fighting System", Tuttle, ISBN 0804815364 — Синкагэрю: полная японская система борьбы — американский каратэка и автор книг по боевым искусствам, сэнсэй Робин Риелли, 6 дан JKA, описывает ту совершенно естественную роль, которую бёдра должны играть в движениях каратэ. Сэнсэй Риелли объясняет это следующим образом:
"Давайте сначала рассмотрим, как человеческое тело движется при ходьбе, так как при нанесении удара противнику тело должно подчиняться определённым принципам, которые зависят от того, как оно обычно движется. Человеческое тело в покое стоит вертикально и, в основном, выпрямлено. Пальцы ног в исходной позиции находятся на одной линии, и ноги на ширине плеч. Из этой позиции можно легко двигаться вперёд или назад. Когда человек начинает шагать вперёд, именно его бёдра начинают движение первыми. Обратите внимание на их положение: они слегка впереди, а верхняя часть тела вертикальна. Если тело было наклонено в сторону, вперёд или назад, то эта положение было бы неестественным, и оно мешает движению.
При выполнении оидзуки, например, бёдра двигаются первыми, а остальная часть тела следует за ними. При выполнении маэгэри бёдра находятся немного впереди, позволяя телу двигаться естественным путём. Эти примеры можно фактически рассматривать, как последовательность движений, в которых каратэка начинает двигаться вперёд, шагает с оидзуки левой рукой, и затем продолжает правым маэгэри. В каждом случае, возможно двигаться плавно и эффективно, если бёдра удерживаются прямыми, двигаясь вперёд при начале техники. Этот принцип начального движения бедра является наиболее важным для исполнения, так как всё, что противоречит естественному движению бедер, будет завершено неэффективной техникой.
Бёдра, в дополнение к начальному движению, должны также развернуться в направлении движения. Если бёдра были развёрнуты в сторону, то движение будет неуклюжим. Попробуйте двигаться вперёд естественным способом, и вам будет очевидно, что бедра должны быть развернуты в направлении движения. Таким образом, когда каратэка движется вперед с ударом ногой или рукой, его бёдра должны быть направлены прямо к противнику, так как это есть то направление, в котором тело пытается двигаться".
Для каратэка с некоторым уровнем навыков и опыта наиболее важным элементом во всех видах кумитэ и в реальном бою является скорость движения. Скорость является решающим фактором. Все мы обладаем определённой скоростью движений. Каким же образом мы можем ее сохранить или даже увеличить? В чем секрет сохранения скорости движения тела? Ответ такой — быстрота ног.
Я впервые увидел японских инструкторов в начале 1970-х. Это были мастера Эноэда, Асано, Томита, Кавасоэ и Kaтo (Enoeda, Asano, Tomita, Kawasoe и Kato). Я подумал тогда: "Эти люди двигаются очень быстро и невероятно плавно. Это — именно то, чего я хочу!"
Я обучался на многих курсах с этими инструкторами. Очень скоро я начал понимать, что их быстрота движений не была основана на юношеской энергии, как у молодых каратэка, соревнующихся сегодня. Это не был тот же самый тип скорости (в смысле движении тела), который связан с естественной быстротой молодых одарённых спортсменов. Это была определённая техника движения тела. У всех представителей Сётокан JKA, которых я видел, движения плавные и начинаются от бедер. Их бедра определенно опережают их плечи при движении вперед, в отличие от многих представителей стиля Сётокан в Европе, которых я видел. Они не владеют той же самой техникой. Именно в этом (я это чувствую и в это верю) кроется ключ и причина, по которой все старшие мастера японского Сётокан могут двигаться так плавно и так невероятно быстро для своего, возраста. Они могут, благодаря технике, поддерживать скорость тела и, особенно, скорость ног. Вся система фокусируется на движении от талии вниз. Бедра — низ живота — ноги и лодыжки. Это даёт им скорость движения, происходящую от ног и пола. У западных каратэка вся сила сосредоточена в верхней части тела.
Конечно, западные каратэка также являются замечательными атлетами, и, как мы видели это много раз, мы можем побеждать японцев на соревнованиях, но скорость этого типа снижается с возрастом. Главная ценность футболиста - это его ноги или, точнее, быстрота его ног. Это также относится почти ко всем спортивным состязаниям: американскому футболу, боксу, теннису и прочим. Везде ноги являются главными! Быстроту движений руками могут сохранять многие люди даже в преклонном возрасте. Это было замечено неоднократно. Точно так же и сила верхней части тела может быть сохранена. Вы вероятно испытывали очень сильное рукопожатие от старика и были удивлены этим. Их хват и сила рук могут быть очень мощными даже в семьдесят или восемьдесят лет.
Смысл этой статьи в том, что изучая Сётокан и движения тела в соответствии с принципами, которые установлены Накаяма сэнсэй, можно с помощью постоянной практики сохранить быстроту ног даже в преклонном возрасте. Обратите внимание, что в других видах спорта ноги отказывают уже в пятьдесят лет и ветераны способны максимум на партию игры в гольф.
Канадзава Хирокадзу сэнсэй сказал, что "каратэ происходит от ног". Касэ Таидзи сэнсэй сказал, что "секрет каратэ в том, как перемещать свое тело". Достаточно простые утверждения, но невероятно трудно их практически осуществлять. Хорошим примером может служить Кавасоэ сэнсэй, который недавно проводил обучение в нашем додзё. Его удивительная скорость движений тела поразила меня больше всего. Его техника непосредственно связана с обучением Кавасоэ сэнсэй в университете Такусеку и додзё JKA. Это — не волшебство, это — определенная техника движения тела и, конечно, применение правильных принципов.
Бедра и лодыжки играют главную роль в этой технике. Само собой разумеется, что нужно много практики для развития гибкости в бедрах и лодыжках. Это, возможно, имеет первостепенную важность, но я не думаю, что гибкость, позволяющая выполнять шпагаты, означает многое. Значение имеют скорость вращения бедра, скорость толчка бедром вперёд и импульс от лодыжек, который особенно важен. Кавасоэ сэнсэй говорит, что, если вы жестки в лодыжках, то сгибайте ваши колени больше, чтобы получить более сильный импульс движения от пола (внешняя сила).
При изучении техники каратэ очень часто упускают из виду два важных технических элемента, которые оба являются естественными движениями. Как уже говорилось ранее в объяснении Робина Риелли о положении бёдер, первый элемент заключается в том, что бёдра всегда должны оставаться в плоскости параллельной полу. Именно в таком положении они должны оставаться во всех техниках. Однако, очень часто мы можем видеть, как каратэка, при гякудзуки опускает бедро (ниже параллельной плоскости) на той стороне тела с который он наносит удар, то есть, если это был удар правой рукой, то правое бедро опускается. Такое движение неестественно! Вы не ходите подобным образом, с одним бедром ниже другого, если у вас нет каких-то физических травм или болезней. Ключ к сохранению уровня бедра заключается во втягивании ануса, что в свою очередь сжимает мускулы ягодиц и нижней части живота. Как утверждают китайские мастера ушу, это также помогает вам сохранять равновесие и способствует потоку внутренней энергии (ци - ки).
Второй элемент — естественное сгибание колена, особенно в дзэнкуцудати и перемещении из этой позиции. Если вы встанете прямо, поставив ступни на ширине плеч, и только наклоните голову, чтобы посмотреть на пальцы своих ног, то колени естественным образом согнутся так, что они будут на одной линии с пальцами ног. Это будет ваш естественный изгиб колена для передней позиции. Не должно быть никакого стремления что-то регулировать или приспособить. Это должна быть естественная позиция для вашей передней ноги в дзэнкуцудати. Выдвижение колена вперед или его движение назад не требуется, это должно быть естественное сгибание колена без любых изменений. Задняя нога также должна быть хорошо согнута даже в длинных и глубоких позициях. Совершенно неестественно иметь жёсткую заднюю ногу. Майк Тайсон — хороший пример глубокого сгибания заднего колена, позволяющего использовать движение массы всего тела в его мощных ударах.
Что беспокоит меня в каратэ, так это то, что многие люди тренируются, чтобы достичь большей силы в их техниках или бегают по полтора часа ежедневно, чтобы улучшить выносливость (что безусловно является превосходной тренировкой), но они не изучают эти "принципы" движения, что улучшило бы их "естественные" движения на всю оставшуюся часть жизни. Доказательство этого можно увидеть, если посмотреть на старых японских инструкторов. Они все ещё очень и очень быстры, потому что они выполняют движения от бёдер и нижней части живота (хара) с мощным импульсом движения от ног. Конечно, лодыжки играют большую роль в движении от пола (внешняя сила), но это также может быть улучшено практикой. Я бы очень хотел начать своё обучение снова, зная то, что я знаю теперь, особенно в отношении принципов движения тела. Но никогда не поздно улучшить ваше движение, что, в свою очередь, может увеличить скорость тела. Вы знаете старый совет — если вы хотите ударить сильнее, то думайте только о скорости, скорости, скорости и ещё большей скорости!!
Рекомендую вам хорошее и простое упражнение для развития гибкости бёдер и их способности поворачиваться более быстро. Примите естественную стойку, как описано выше. Делайте верхней частью туловища повороты на уровне бедер и, одновременно, подтягивайте туловище вверх. Шею и голову держите прямо. Поворачивайте туловище так, чтобы плечо было возможно ближе к вашему подбородку при каждом повороте (в обе стороны). Потом вы можете связать это естественное движение с вашими основными блоками и ударами. Часть поворота, когда ваше плечо находится под подбородком, будет вашим блоком, а противоположный поворот, чтобы переместить ваши бёдра назад в исходное положение, будет вашим ударом.
Если вы сможете выполнять это движение в прочной дзэнкуцудати, используя давление наружу (как будто вы раздвигаете ваши ноги в стороны от центра вашего тела — хара), то вы будете иметь очень естественное ударное движение (вращением). Важность прочной позиции для нанесения мощного удара вышла для меня на первый план, когда я увидел бой Тайсона с Бруно, в котором Франк Бруно был буквально уничтожен. Тайсон, по словам его тренера, просто "врос обеими ногами в землю и начал "бросать бомбы"! Это сработало на Майка!
Продвижение вперёд (с оидзуки) отличается от "вращения" (гякудзуки). Основополагающий принцип в этом случае — "начальный импульс от бедра". Именно здесь японцы остаются впереди в сохранении скорости, когда становятся старше. Если вы встанете в конце строя учеников и посмотрите, как они делают шаг вперёд с оидзуки, то увидите, что подавляющее их большинство начинает движение с первого движения плечами. Если вы сделаете то же самое в классе инструкторов JKA, то увидите другое. Они начинаю с бедер, опережая плечи. Это движение настолько незначительное, что оно заметно только для тренированных глаз, но, тем не менее, это — факт.
Это есть ключ к технике перемещения, которая является причиной удивительной скорости японских инструкторов. Молниеносные удары наносят мастера Оиси, Яхара, Кагава, Осака. Когда они двигаются вперед, то, кажется, что кто-то невидимый держит их плечи сзади и толкает их бедра вперед. Это движение Ли Скотт красиво сравнил с "дверной пружиной".
В ударах задней ногой используется движение се бедра вперёд в сочетании со сгибанием колена передней ноги и лодыжки. Передняя нога при этом использует мощные мускулы бедра, чтобы двигать тело вперед. Это движение ноги идентично движению (внешне совершенно непохожему) спринтера, покидающего колодки. Движение начинается с толчка задней пяткой. Кавасоэ сэнсэй считает такие удары самыми жесткими.
Существует много различных "принципов", которые используются в технике каратэ: положение бедер, вращение, момент инерции, вибрация и другие. Все эти принципы объединяет то, что они относятся к "естественным" движениям тела и позволяют достичь максимального эффекта. Мы советуем вам хорошо изучить эти принципы и упражнения для их реализации.
Очевидно, все мы нуждаемся в сильных мускулах ног и тела, которые должны развиваться в процессе тренировок, но правильное использование "принципов" может быть дополнительным ключом к сохранению скорости движений ног и тела.
Авторское право на перевод © ISI 1998
Источник: http://www.shotokanmag.com/skm4/skm1/skm47.html#gen26 |