УНСОКУ / UNSOKU - FOOTWORK "Turning On The Heels" By John Cheetham SKM 35 - 1993 Авторское право на перевод ISI 1998
Если Вы когда-либо проходили обучение у старших мастеров японского каратэ Сётокан, или слушали их, то Вы знаете, какую важность они придают вращению на пятках (какато) во время практики базовых техник или ката. Обратите внимание на то, что подавляющее большинство западных учеников не делают этого. Они неизменно используют подушечку ступни (коси) или пальцы ног для поворотов и вращения.
Однако необходимо заметить, что возможно из-за трудностей, связанных с языком японские мастера редко объясняют нам, почему лучше делать это именно таким образом. Очень часто они говорят только одно – "Делайте так!". Я попытаюсь дать нужное объяснение здесь.
То же самое относится и ко многим другим техническим движениям в каратэ. Фактически невозможно полностью изучить и понять движения каратэ, только просто их «копируя». Устное объяснение вместе с физической демонстрацией дают гораздо лучшие результаты, как это было доказано не только в каратэ, но и в других видах спорта и физических действиях. Это – факт спортивной науки, который Вы можете найти во всех современных руководствах по тренировкам.
Мастера хорошо знают, что повороты на пятках имеют много преимуществ в сравнении с поворотами на носках ног. Одно из наиболее важных преимуществ в – "сохранение устойчивости", потому что пятки нам обеспечивают более «жёсткую» опору и находятся ближе к центру тяжести тела во всех основных позициях каратэ. Кроме того, нам гораздо легче управлять бёдрами при поворотах и вращении на пятках, из-за существующей связи пятки с бедром, так как они вращаются в соединении друг с другом. Для проверки этого положения проведите самостоятельно небольшой эксперимент.
Встаньте прямо, ступни ног на расстоянии примерно пятнадцать сантиметров друг от друга. Сначала приподнимите правую пятку от пола и повертите ногой на подушечке ступни. Вы увидите, что нога в колене обязательно сгибается, а контроль над движением ноги во время её вращения плохой (наблюдается неустойчивость). Вращение происходит в колене и нижней части ноги, а бедро участвует в этом движении незначительно.
Затем, напротив, приподнимите подушечку ступни и сделайте такие же повороты – вращение на пятке. Вы заметите, что Ваше бедро (вся нога) перемещается одновременно с вращением пятки, и Вы значительно лучше контролируете это движение. Кроме того, это движение механически более устойчивое и более плавное.
Наконец, всё ещё опираясь на пятку ноги, согните колени, и затем повторите вращение Вашей ноги. Вы будете чувствовать себя ещё более устойчиво и заметите, что совет мастеров имеет реальную основу.
Другой интересный момент, относящийся к этому вопросу, состоит в том что, при исполнении ката начинать и заканчивать их следует в одном и том же месте в соответствии с линией эбусен. Для выполнения этого требования нужно поворачиваться и вращаться в большинстве случаев на пятках. Все мы знаем, как трудно это сделать. Учтите, что повороты и вращения на подушечках ступней приводят к "потере" некоторого расстояния от начальной отправной точки, поэтому, они будут отклонять Вас в сторону от линии эмбусен, и это отклонение будет особенно заметным в конце ката.
Один из лучших примеров использования линии эмбусэн в различных ката можно увидеть в сериале учебных фильмов JKA по ката, где сэнсэй Осака Ёсихару, девятикратный чемпион JKA по ката, исполняет Хеан ката от 1 до 5. При движении по линии эмбусэн и во время изменения позиций Осака Ёсихару чисто делает все повороты и вращения на пятках и сохраняет ступни ног совершенно плоскими во всех позициях.
Другой пример мы можем увидеть в ката Бассай Дай: если Вы делаете поворот на подушечке ступни, чтобы выполнить учи-укэ? то Ваша сила "рассеивается" далеко в сторону от направления блока. Напротив, поворот на пятке позволяет Вам вложить заметно большую силу в блок за счёт этого движения вращения. Этот фундаментальный принцип блокирования ударов используется во всех случаях.
Не только мастера Сётокан, но и мастера многих традиционных стилей рекомендуют этот метод. В великолепном сериале BBC –"Путь воина", сэнсэй Хигаона Морио (Традиционное Годзюрю) показан при выполнении упражнения, в котором он скользил туда-сюда по додзё на пятках, одновременно выполняя вращения бёдер. Это движение кажется очень простым, но, в действительности, это – очень трудное упражнение, показывающее уровень мастерства знаменитого мастера Годзюрю.
В каратэ Сётокан каждый, кто обучался у мастера Касэ, знает, как часто он подчёркивает важность следующих технических элементов:
-
удержание пяток плотно прижатыми к полу,
-
использование поворотов и вращения на пятках, в кихон, ката и кумитэ,
-
сохранение низких позиций тела,
-
удержание коленей согнутыми.
К советам человека в его возрасте, который перемещается с такой плавностью и стакой быстротой, следует прислушиваться.
Очевидно, что такая техника поворотов используется не всегда. Нельзя относиться к этому, как к догме. Не будет «неправильным» поворачиваться и вращаться на носках ступней в кихон или ката, так как многие каратэка достигают лучшего результата, используя различные техники.
Эта статья, подобно всем другим статьям о технике является только «пищей для размышлений», но одновременно она помогает понять, почему большие мастера каратэ исполняют технические приёмы именно так, а не иначе.
Авторское право на перевод ISI 1998
Источник: http://www.shotokanmag.com/index.php?option=com_content&view=article&id=96:issue-35&catid=69:back-issues-30-39&Itemid=15 |