Шотокан не ищет лёгких путей!
Важные моменты в изучении техники Шотокан Каратэ, подчёркнутые Джеральдом Мартином Бризом (7 дан, Великобритания).
Главный принцип Шотокан – "Убивай каждым движением" (Иккен Хиссацу). Умереть можно лишь однажды, поэтому на шлепки и эффектные, но не эффективные движения бесполезно тратить время.
Шотокан не ищет лёгких путей, мы руководствуемся девизом – "Если можешь сделать трудное – сможешь и лёгкое!" Ключевые стойки Шотокан – Зэнкуцу, Кокуцу и Киба-дачи, последние две значительно труднее своих аналогов в других стилях – Нэкоаши и Шико-дачи. Попросите своих новичков встать в Киба и они окажутся в Шико!
Стойки не должны быть слишком растянутыми – последние хороши для фотографий на обложке, но ограничивают возможность к правильным и незаметным передвижениям, а со временем вредят коленям. Длина Зэнкуцу не должна превышать две ширины плеч, А Киба и Кокуцу на стопу короче.
Большинство европейцев не обладают такой гибкостью лодыжек, как японцы. В Зэнкуцу японцы требуют, чтобы обе стопы были направлены вперёд. Для европейцев допустимо, чтобы задняя стопа была слегка развёрнута наружу, при этом колено необходимо развернуть как можно больше вперёд. Не выворачивайте заднюю стопу чрезмерно в сторону – помните, что в целом колени и стопы всегда должны быть сонаправлены. Никогда не выпрямляйте полностью заднее колено – это крайне вредно!
Джию-дачи в бою может быть высокой, однако, тренироваться всегда нужно в низкой стойке. В бою переходите из высокой стойки в низкую, в Додзё – из низкой в низкую. Так или иначе, любое техническое действие должно заканчиваться в низкой, устойчивой позиции. Многие японцы успешно бьются в Кокуцу –дачи.
Три ключевых момента JKA Накаямы – узкие стойки, повороты на пятках, блоки-удары. Узкие стойки бывают двух видов. В одном случае стопы находятся на одной линии параллельно друг другу, без чего не будет необходимой устойчивости. Яркий пример – Учи-уке в ката Бассай –дай и Канку-дай. В другом варианте – это обычная Зэнкуцу, но ноги на ширине бёдер, а не плеч. Этим достигается сонаправленность векторов сил удара и перемещения, а также большая глубина проникновения техники. Эффективная дальность удара также зависит от поворотов на пятках, например, при переходе от блоков к ударам из Киба или Кокуцу в Зэнкуцу-дачи. Если пятка плавает, тело смещается назад и удар ослабевает или не достигает цели. В любом правиле есть исключения, и в Ката, и в Кихон, не всегда нужно поворачиваться на пятках. Иногда это делается на всей стопе ( при движении в Киба-дачи и при нанесении Маваши-гери), а иногда и на подпальчиках (в Нэкоаши-дачи, при развороте в Хэйсоку-дачи в Хэйан Сандан). Блоки в 90% случаев выполняются как атаки – либо на опережение, либо как удар после блока на замахе. Это намного эффективнее, нежели блок без замаха или попытка сделать блок в два движения.
В JKA локти при блоках должны быть близко к телу, при Агэ-уке – к голове (расстояние равняется ширине кулака). Это делает блок прочнее и надёжнее.
Анализируя удары ногами в исполнении японцев, я обратил внимание на два момента – подтягивание пятки как можно ближе к бедру до и после удара, и вложение всего тела в движение вперёд с ударом. Если второе общеизвестно, то первое японцы не афишируют, но успешно применяют. Техника каратэ, пусть незначительно, но видоизменяется. Я анализирую и пропускаю через себя новшества, почерпнутые у японских мастеров, И внедряю в своём клубе лишь те из них, которые действительно повышают эффективность! Как говорится, «от добра добра не ищут» - в целом, техника каратэ приобрела законченный вид ещё при Накаяме, и зачастую у меня вызывают улыбку попытки переделать меня и других ветеранов со стороны японских сэнсэев, годящихся мне в сыновья! Старые мастера уходят в мир иной, а я и подобные мне ответственны за сохранение и передачу техники, а главное – духа JKA Накаямы, Эноэды, Танаки, Осаки.
Танака в частном уроке для избранных мастеров высокого уровня преподал вариант Гяку-дзуки, применяющийся теперь в моём клубе. Обычно при этом ударе движение рукой начинают, когда бедро уже остановилось, но тогда теряется сила и скорость. Вариант Танаки подключает бедро после разгона бьющей руки, в момент контакта. Этим достигается более полное вложение силы в удар. Кроме того, в этом случае отсутствуют координационные различия между базовой и продвинутой техникой нанесения этого удара.
Осака внедрил более эффективный вариант Учи-уке, когда кулак идёт не от пояса, а от плеча – параллельно земле, а не снизу вверх. Это позволяет успешнее отбивать прямые удары в средний уровень.
JKA отказались от полного выпрямления ударной руки, и разворота кулака большим пальцем вниз в Кумитэ. Это всего лишь тренировочный метод. В бою эффективнее удар Татэ-кен с согнутым локтем. При тренировках с макиварой разворот кулака составляет около 45 градусов, локоть согнут, вес тела переносится из Камаэ в Зэнкуцу-дачи. Поставленный в Кихон, Ката и Кумитэ удар Дзуки в JKA чрезвычайно эффективен – несколько лет назад какой-то байкер въехал сзади в бампер моей машины и полез драться. Я вырубил его одним Дзуки в голову, проломив маску.
Многие удары в бою выполняются с проносом – это и Уракен, Ура-дзуки снизу, Эмпи-учи, Маваши-дзуки. Но не увлекайтесь обучением начинающих такой технике – это приводит к дурным привычкам в технике и на соревнованиях.
В соревнованиях важна чистота техники, дух боевого искусства и этикет после боя. Поклонившись, не следует покидать площадку спиной к противнику – вы должны пятиться. Очень важно правильно выполнять поклоны в начале и конце ката. Абсолютно недопустимы рукопожатия во время боя после поклона. Это можно делать лишь после окончания поединка.
Ката всегда должны завершаться в исходной точке. У меня это получается во всех 28 ката, которые я практикую. Не люблю выделять какие-либо ката – необходимо уметь правильно выполнять любую форму. И всё же мне наиболее близки Годзюшихо- шо, Сочин и Джиттэ.
Главное – научиться выполнять каждую ката правильно, а бункай вы можете придумать сами. С течением времени, традиционные ката сильно видоизменились, и изначальный бункай нередко не соответствует современному исполнению. При этом следует помнить, что не все движения в ката предназначены для боевого применения – зачастую они тренируют равновесие, координацию или Кимэ. Главное моё стремление – сохранить как можно больше того духа, которым обладали японцы, в частности мой сэнсэй – "Тигр" Эноэда. Без этого каратэ выродится из искусства Будо в спорт и бизнес!
29.09.2009 Инструктор СЦ "Maršals Asahi", Юрий Кривой
Источник: http://www.ma-eshop.lv/articles.php?newsid=15&i=9 |