Фудодачи - Сочиндачи "вариации на тему" FUDO DACHI - SOCHIN DACHI
'VARIATIONS ON A THEME' By John Cheetham SKM 48 - 1996 / ISI 1998
Существует несколько вариантов или версий позиции "фудодати", которую также часто называют "сотиндати", потому что эта специфическая позиция используется в Сётокан ката — Сатин. Рэндалл Хассел в своей книге "Руководство по тренировке в каратэ" (ISBN No. 0-911921-11-7 'Focus Publications P.O. Box 15853 St. Louis Missouri 63114 U.S.A.' (available from Mona Books)), где подробно описывается значение, история и происхождение двадцати шести Сётокан ката, перевёл значение названия Сатин, как "неподвижный" или "прочный". Предполагают, что это ката создано мастером Аракаки Анкиги (Ankichi Arakaki) и первоначально его называли Хакко. Это ката очень заметно изменил Фунакоси Ёситака (Yoshitaka Funakoshi), сын мастера Фунакоси Гитин. Сегодня это ката используется, прежде всего, а стилях Сётокан и Ситорю.
Варианты позиции могут быть изменены некоторыми учениками, но я думаю, что существует общее правило по этому поводу: не нужно беспокоиться об этом, потому что изменения были и будут всегда Нет никакого "правильного" или "неправильного" пути, существуют только различные интерпретации техники. В качестве основы всегда используйте правило — во всём следовать указаниям собственного учителя. В этом случае после многих лет обучения и практики, вы, возможно, найдёте то, что лучше всего подходит для вас.
Мне известны следующие три версии позиции фудодати (сотиндати):
1. Диагональная кибадати (иногда с чуть большей частью веса тела на передней ноге). Этот метод используется многими из старших JKA инструкторов, и прошлого и настоящего с конца 1950-х и до начала 1960-х годов.
2. Передняя нога находится в позиции" дзэнкуцудати, а задняя нога находится в позиции кнбадати с пятками на одной линии (очень узкая и неустойчивая позиция). Она используется и изучается исключительно школой Сётокай, а ранее (в начале и середине 1980-х годов) её использовал сэнсэй Касэ и многие из его учеников. Многие каратэка говорят, что эта позиция была разработана Фунакоси Ёситака.
3. Это — та же самая позиция (версия), которая описана в пункте (2) выше, но различие заключается в том, что ступни стоят на ширине плеч или ширине бёдер, как в позиции дзэнкуцудати, а пятки не стоят на одной линии, как мы видим это в позиции кокуцудати.
Эта позиция, вероятно, наиболее часто используется в стиле Сётокан и многими старшими инструкторами из других стилей.
Все три версии позиции используют "давление наружу" и относятся к "внешним". Это — очень важный элемент в этой позиции. Он помогает каратэка получить ощущение "врастания ногами в землю".
В классических книгах мастеров Сётокан — Накаяма Масатоси и Нисияма Хидэтака — позиция фудодати (или сотиндати) описывается, как "диагональная кибадати". Никто не знает, какая позиция появилась в каратэ первой, но кибадати является "ключом" ко всем другим позициям, особенно к фудодати. Я знаю, что иногда фудодати называют "старой" позицией каратэ. Это одна из наиболее естественных позиций, особенно для техники блокирования и уклонов.
Давайте вспомним, что мастера Накаяма, Нисияма и Канадзава писали в своих книгах о позиции фудодати.
Накаяма Масатоси в своей знаменитой книге "Динамическое каратэ" писал:
"Фудодати (прочная позиция) также известна. как сотиндати. Это — комбинация дзэнкуцудати и кибадати. Иллиюстрации показывают большое сходство фудодати с кибадати за исключением направлений, в которых направлены ступни. Фудодати — устойчивая и сильная позиция, создающая впечатление дерева, глубоко вросшего своими корнями в землю. Простым изменением положения ступней эта позиция может быть превращена в позицию кибадати. Чтобы принять позицию фудодати. оба калена нужно согнуть одинаково. Фудодати эффективно используется для блокирования сильной атаки и проведения немедленной контратаки. В этой позиции напряжение в коленях направлено наружу, а вес тела равномерно распределён между обеими ногами.
|
Master Nakayama from 'Dynamic Karate' (1966) demonstrates Fudo dachi / Sochin dachi. |
Мастер Нисияма Хидэтака в своей книге "Каратэ — Искусство борьбы пустыми руками" описал позицию фудодати следующим образом:
"Диагональная расширенная позиция ног (сотиндати) есть расширенная позиция ног со сгибанием коленей вперёд. Переднее колено находится над большим пальцем ступни, а заднее колено приблизительно на тридцать сантиметров впереди большого пальца ноги. Вес тела равномерно распределен на обеих ногах. оба калена согнуты и давление направлено наружу. Ноги стоят примерно на двойной ширине плеч, или, как кажется при взгляде спереди, на ширине плеч. Это прочная позиция во всех направлениях (в стороны и вперёд и назад), она эффективна и в нападении, и в защите. В фудодати. как и в кибадати. сгибание коленей очень важно". (См. фотографию Нисияма сэнсэй в его книге.)
|
Master Hidetaka Nishiyama from 'Karate the Art of Empty Hand Fighting' (1960). Sochin dachi. |
В книге Канадзава Хирокадзу сэнсэй "Канадзава каратэ" относительно сотиндати автор пишет следующее:
"Размещают обе ступни на двойной ширине плеч в длину, с согнутыми коленями и напряжением, направленным наружу. Перенесите чуть большее веса на переднюю ногу".
Школа Сётокай использует почти исключительно позицию фудодати. Эта версия позиции (см. пункт 2 выше) яаляется "смесью" дзэнкуцудати и кибадати. Знаменитый мастер Сётокай — Мицусукэ Харада, старший инструктор Сётокай в Европе, и Касэ Таидзи сэнсэй также используют почти исключительно эту позицию. При этом передняя ступня находится в позиции дзэнкуцудати, а задняя ступня находится в позиции кибадати. Позиция очень узкая с пятками на одной линии, как в задней позиции. В этой позиции не используют большого вращения бедра, как это делается в дзэнкуцудати, а больше полагаются на очень сильное кимэ (фокус) или ёри аси (yori ashi — скольжение вперёд) с техниками, использующими момент движения вперёд для развития мощного удара. Смотри фотографию мастера Касэ Таидзи в начале статьи.
Я вспоминаю, как в одном из старых учебных фильмов JKA мастер Накаяма исполнял ката Унсу. Это было заснято примерно в 1960 году. Накаяма сэнсэй использовал фудодати несколько раз за время исполнения ката. Он не использовал там дзэнкуцудати, как это было позже принято в JKA. Это доказывает, что позиция фудодати появилась раньше, чем позиция дзэнкуцудати. Фунакоси Ёситака также был активным сторонником этой версии фудодати, что объясняет нам, почему Касэ сэнсэй теперь использует эту позицию почти исключительно. Он изучил технику Фунакоси Ёситака очень глубоко и теперь преподаёт её своим ученикам. Следует заметить, однако, что в одной из своих книг о ката, выпущенной в 1974 году, Касэ сэнсэй использовал позицию дзэнкуцудати во всех высших ката, которые он там демонстрировал. Он заменил дзэнкуцудати на фудодати примерно в начале 1980-х годов.
Третья версия фудодати используется во многих школах Сётокан. Эта версия имеет единственное отличие от уже описанной, которое заключается в ширине позиции. Таким образом, передняя ступня находится в позиции дзэнкуцудати, а задняя ступня в позиции кибадати, но ноги стоят на ширине плеч, что облегчает использование вращения бёдер для развития мощного удара.
Для большинства людей этот вариант фудодати является наиболее естественным положением. Большинство боксёров используют что-то вроде более "короткого" варианта этой позиции. Это основная позиция в боксе. Традиционное каратэ использует стойку намного ниже по различным причинам: необходимость в более низком положении центра тяжести для большего количества силы, создание лучших условий для тренировки ног и физической подготовки и так далее. Вероятно эта версия фудодати действительно выгодна для блоков каратэ и для контратак кулаком и ладонью, где в идеале вы должны повернуть/вращать оба бедра так, чтобы стоять лицом к цели в момент контакта. При этом, изменяя позицию задней ступни, вы можете перейти от блока в фудодати к вращению бёдер в дзэнкуцудати для контрудара. Вы будете в очень глубокой позиции дзэнкуцудати после поворота бедра для удара. Вы не должны изменять положение передней ноги, потому что она всегда находится в положении дзэнкуцудати.
В отличие от сотиндати, которая описана выше, как диагональная кибадати, здесь трудно использовать большое вращение бедра, хотя, конечно, можно использовать бёдра в этой сотиндати так, как это делается в ката Сотин при двойном ударе кулаком. Это определенно не только действие рук. Если вы когда-либо будете отрабатывать это движение, то посмотрите и изучите тщательно, как Осака Ёсихару сэнсэй демонстрирует его Сотин ката на видео, или Кававада сэнсэй выполняет Сотин ката по стандарту JKA (учебный сериал видеофильмов по ката JKA). Они оба используют фантастическое действие бедра при двойном ударе кулаками.
Многие из высших Сётокан ката используют технику, при которой вы переходите от блока в позиции сотиндати (фудодати) к контратаке кулаком или ладонью в позиции дзэнкуцудати. Это происходит в ката Дзиин, Годзюсихо сё, Годзюсихо дай, Унсу и ещё нескольких. Вероятно, самый лучший пример содержится в ката Тинтэ, где выполняется переход от сотиндати к дзэнкуцудати для удара татэдзуки в ладонь руки, используя очень резкое вращение бедра.
Я обратил внимание на то, что некоторые каратэка для того, чтобы перейти из "классической" позиции сотиндати (диагональная кибадати) в дзэнкуцудати, поворачивают переднюю ступню внутрь, а другие разворачивают заднюю ступню наружу. Это просто техническая деталь со многими вариантами. Я проверил несколько видео по этой технической детали и обнаружил следующее.
Канадзава Хирокадзу сэнсэй во время исполнения ката Тинтэ использует диагональную кибадати (как версию фудодати) и резко поворачивает переднюю ступню при переходе от фудодати к дзэнкуцудати. Его задняя нога также перемещается со скоростью поворота бедра).
Абэ Кэйго сэнсэй, 8 дан, делает то же самое движение из ката Тинтэ по стандарту JKA, используя диагональную кибадати, как версию позиции сотин, и перемещая переднюю ногу слегка, чтобы перейти в дзэнкуцудати для нанесения удара татэдзуки. Его задняя ступня не двигается, двигаются только бёдра.
Касуя Хитоси сэнсэй, главный инструктор WSKF и бывший чемпион JKA в команде по ката (вместе с мастерами Осака и Яхара), делает то же самое движение, используя диагональную кибадати (чуть больше веса на передней ноге и быстрый поворот бедра при нанесении татэдзуки в ладонь руки, слегка перемещая переднюю ступню внутрь. Снова задняя ступня немного перемещается из-за быстрого вращения бёдер и скорости техники.
На нескольких других видеолентах, которые я просмотрел, многие мастера JKA перемещают только заднюю ступню, так как передняя ступня всегда находится в позиции дзэнкуцудати.
Позиция фудодати безусловно соответствует этому типу движений бедра и идеальна для блокирования, быстрых ударов ногами и контратак. Она кажется очень "естественной" для большинства учеников. Если вы наблюдаете поединок двух каратэка из додзё Сётокан, и один из них атакует мощно и быстро, например, с маэгэри, то вы можете держать пари на вашу жизнь, что другой каратэка, который перемещается в сторону и блокирует или уклоняется от этого удара, закончит в позиции похожей на фудодати, потому что это совершенно естественно для учеников Сётокан после нескольких лет обучения. Этa стойка естественно подходит для этого типа движений.
Наконец, подводя итог моему анализу, мы установили, что существуют различные варианты фудодати, и хотелось бы надеяться, что в процессе тренировок вы узнаете, какой вариант является лучшим для вас.
перевод © ISI 1998
Источник: http://www.shotokanmag.com/SKMN/skmiss.php?pageNum_skmbacis=38 |