Один из наших латвийских инструкторов уверял меня, что Като сэнсей в п. 19, после моротэ-уке выходит в рэнодзи-дачи правой ногой вперёд, а не левой назад, как делали всегда. Якобы, Като сэнсей объяснял это тем, что шагая вперёд, атака с кохо-цуки получается эффективнее. Разговор этот состоялся на соревнованиях, где его ученики выполняли Хэйан Годан именно так, как "показывал Като", а им объявляли поражение за "подмену элемента". Мне интересно, это действительно так, или этот инструктор чего-то недопонял при объяснении бункай?
Итагаки - Мне интересно, это действительно так, или этот инструктор чего-то недопонял при объяснении бункай?
А почему и спрашиваю - Существуют ли чёткие критерии для состязаний в ката. Или все решения принимаются исключительно на судейскиx курсаx\семинараx? Какие нормы в различныx организацияx? Откуда случаются подобные казусы?
В судействе есть момент незнания особенностей ката судьями, но такой момент под этот пункт не попадает, ката "стандартные" или нет?
Чёткие критерии для состязаний в ката существуют. В каждой крупной организации они свои Мне приходилось судить на многих международных соревнованиях, включая два "местячковых" Чемпионата Мира ( FSKA и SKDUN). Могу только сказать, что когда на подобных Чемпионатах перемешиваются в одной бригаде судьи из разных Федераций, основные критерии выводит старший площадки. Различные изменения в трактовках шотоканских ката обычно не касаются эмбусен, в этом случае эмбусен был нарушен, инструктору порекомендовали исключить из "программы" его спортсменов этот спорный вариант Хэйан Годан, или делать его "по Накаяме", но его спортсмен посчитал иначе, повторил всё "как учили с Като" и в результате проиграл, хотя делал ката (в остальном) на порядок лучше. Я имею представление, как выполняются ката "по Канадзаве", остальные крупные мастера (насколько я могу судить) не изменяли ката так кардинально. Я никогда не засчитываю поражение, не снимаю баллы спортсмену, который хорошо делает ката "по Канадзаве". Его так учили, такой вариант существует. Но когда делается "микс" из всевозможных вариантов и получается нечто совсем дичайшее, я отдаю свой судейский голос за ортодоксальность. Всё-таки ката - это традиция, а традиции необходимо соблюдать. В кумитэ - полная свобода из разрешённых правилами действий, а в ката - ритм, порядок движений, количество действий, киай и всё остальное, должно неукоснительно соблюдаться. Для себя я выбрал критерии Накаямы 1. Правильный порядок. Количество движений и их последовательность в каждой форме предопределены и должны соблюдаться неукоснительно. 2. Начало и окончание. Ката должна начинаться и заканчиваться в одной и той же точке ЭМБУСЭН (линии исполнения). 3. Значение каждого движения. Каждое движение, защитное или атакующее, должно быть чётко осознанно и полностью выражено. Это справедливо и в отношении всей ката целиком, каждая из которых имеет собственные отличительные особенности. 4. Осознанность цели. Каратэка обязан знать цель и время выполнение приёма. 5. Ритм и своевременность (тайминг). Ритм должен быть соответствующим для данной ката, а тело гибко, не перенапряжено. Необходимо помнить о трёх факторах: правильном использовании силы, быстром и медленном выполнении приёмов, растяжении и сокращении мышц. 6. Правильное дыхание. Дыхание должно меняться в зависимости от ситуации, но обычно вдох выполняется при блоке, а выдох – при завершающем приёме. И вдох, и выдох чередуются при выполнении следующих один за другим приёмов.
Хэйан Годан – Мир и спокойствие Пятого уровня. Содержит 23 движения. Включает положение «стекающей воды» мидзу-ногарэ при каги-цуки и при мандзи-укэ, а также микацуки-гери, ура-цуки, уход прыжком от удара палкой по ногам, шуто-учи по нижнему уровню. Время выполнения 50 секунд. Занимая позицию мидзу-ногарэ в начале ката, следует помнить, что голова, руки и нога должны двигаться синхронно с вращением бёдер. Большое внимание нужно уделить сохранению равновесия после высокого прыжка. Стойка коса-дачи должна быть крепкой и прочной, спина – прямой
Отсутствует фумикоми-гери при развороте в киба-дачи с гедан-барай (такое исполнение встречается достаточно часто), "вырывает" кулак после цуки-агэ (перед прыжком) (влияние Вадо-рю?), но в целом всё "узнаваемо".
Хорошее наблюдение за механикой Ура-цуки в Хэйан Годан - сходство с Цури-коми-гоши очевидно (правда, демонстрируется вариант этого броска с захватом рукава- Содэ-цури-коми-гоши). Бросок противника выполняется движением, напоминающим "вытягивание пробки из бутылки", после моротэ-уке из коса-дачи переход в ренодзи-дачи с ура-цуки (моротэ-кохо-цуки-агэ) демонстрирует аналогичную механику. Для броска противника, после этой подготовки (кудзуши), необходимо подсесть, а потом перебросить его вперёд, что и делается в итоге. Очень остроумно подмечено , исполнитель явно не владеет навыками дзюдо, однако, после правильной подготовки (цукури), у него получается выполнить бросок.
За, более чем, 30-тилетнюю практику каратэ, я перевидал и перепробовал массу вариантов исполнения Хэйан Годан, но уже лет 15 делаю его именно в таком виде (исключая фумикоми после первого Киай и "раскрутку" кисти в хайшу-уке). Хорошо показана связка блоков в бункай - подобраны характерные (классические) комбинации. Интересное видео, спасибо shotokankaratedo0!