Дай Ицу Кен -- Первая из четырёх ката серии Дай Кен (Начальный кулак) Асаи сенсея, предназначенный для развития взаимосвязи между Чоку- Нанамэ и Гяку-цуки через правильное движение бёдер в различных стойках - 77inesita
Xочу обратить ваше внимание на, сопутствующую видео, запись в блоге bunbudojo.blogspot.com.
The points in this kata are not my own. The hip vibration comes from many instructors: Alan Campbell Sensei, Scott Langely Sensei, Kato Sensei, Asai Sensei, Koike Sensei to name the ones who have had a direct impact upon this aspect of my karate-do. The gyaku tsuke to choku tsuke is something Kagawa Sensei teachers with Oi tsuke - so I am applying this. The lack of hip vibration on gyaku tsukes - instead using momentum comes from Richard Amos Sensei.
В общем, идёт указание откуда взяты моменты вращения таза (вибрация, ротация). От сэнсеев Алан Кэмбела, Скота Лэнгли, мастеров Асаи и Като, от Койке сэнсея, которые оказали непосредственное влияние на теxнику WestBfella. Гьяку-цуки, чоку-цуки - мастер Кагава. Замещение вибрации импульсом от сэнсея Ричарда Амоса.
На видео от 17.01.2010 снята "версия", которую показывал Асаи сэнсей, на видео от 05.09.2009 - "версия", показанная нам Като сэнсеем. Как можно заметить, эти версии значительно различаются - первая длиннее, вторая короче и в конце гяку-цуки из зенкуцу, а не нанами-цуки из киба-дачи. Мне больше "по душе" версия Асаи - там лучше прорабатываются движения бёдер и тренируется гяку-цуки. Вся серия в целом очень полезна для отработки "цветными поясами", практикуя эти формы, инструкторам легче заострять внимание своих учеников на нюансах техники нанесения прямых ударов, а также основных защит. Я слышал мнение, что вся эта серия, состоящая из четырёх форм, называется Джо-но-ката (вводные формы), то есть своеобразные "тайкёку" для гяку-цуки, созданные Асаи сэнсеем. Из-за своей относительной простоты (хотя мне так не кажется), их не очень часто практикуют те, кто учился непосредственно у Асаи, однако, польза от их постоянной практики очевидна. Я стараюсь постоянно включать их в тренировки, выполняя сразу же после разминки, вместе с Мавари-но-ката, с которой серия Дай-кен хорошо перекликается.
А мне нравятся "простые" формы, действительно легче концентрировать внимание на определённыx элементаx. Впервые увидел на записи семинаров А.В. Дорменко и заинтересовался, попробовал понравилось..
Вариант, исполняемый Джеймсом Мартиным, отличается выполнением гяку-цки в атакующей манере (удар одновременно с постановкой в зенкуцу-дачи, как ои-цки).
Товарищу джеймсу неплохо бы удар поправить - ну невозможно смотреть на его корявый тзуки. Последний вариант ничего общего с названым ката не имеет. Вряд ли Като такую хрень показывал. Скорее это чья-то неудачная интерпретация.
Могу засвидетельствовать, что именно такую "хрень" Като сэнсей показывал на семинаре в 2002 году (уже не вспомнить, в Мажейкяй (Литва) или в Салдусе (Латвия)). Так что получил я его "из рук в руки", и называл он эту форму именно так (Дай Ицу Кен, а не "хрень" , конечно же ). Почему он (Като) её тогда ТАК интерпретировал, не знаю, но мы всё добросовестно выучили и сняли семинар на видео, так что от его "варианта" мы не отошли.
Он иногда забывает местами. Это не трагедия. Но неприятно. Можете выбросить этот вариант как неправильный. Асаи тоже частенько забывал ката. Так было в Набережных Челнах, когда он "в глухую" забыл ката Сеншо. Так и бросил недоделав. Он пропустил движение и не мог вспомнить - в результате весь ката "повело" вкривь и вкось и он не смог разобраться с концовкой. Так бедные Татары остались без ката. . Но это бывает. Редко но бывает. В Москве Като запутался с кибакен Сандан. Пришлось Дорменко сенсею подсказывать. Так - по мелочам - вроде дорожки начинающейся в другую сторону. Като, одержимый своими идеями иногда меняет что-то в ката, а года через 3-4 забывает об этом и удивляется - откуда дескать столько хрени в ваших ката . Народ обычно не ерепенится по этому поводу. Великим виднее....
Кстати, по поводу "многострадальных" Кибакенов - совсем недавно Сергей Власов писал про семинар Като сэнсея, на котором он внёс "последние" изменения в серию Кибакен. Даже не знаешь, радоваться этому или огорчаться ...
Если гора не идёт к Магомету, значит Моисей заплатил больше Это я к тому, что если "великие" не могут договориться между собой о том, как нужно выполнять ката, то, возможно, обмениваясь "вариантами", первоначальную логику можно "вычленить" на "среднем уровне"? Если, конечно, это кому-то надо...
Не стоит высчитывать усреднённый вариант. Что касается Власова, то надо вспомнить когда он видел кибакен до того. Мне кажется, что его фраза о "последнем" рестайлинге относится к кибакенам первой волны - года два назад. Можно принять за основу и окончательный вариант то что есть в инете (касаемо 2 и 3 го кибакена хотя и с оговорками по технике исполнения). Кстати эти видео появились с решения самого Като их поместить в инет и при этом чтобы их делали ведущие инструктора его организации. Поэтому второй кибакен делал Ненов, а третий македонец. Брать за эталон ката в исполнении Милены - вообще ошибка. То что она живёт у Като дома не делает её таким же мастером. Более того Като дома бывает раз - два в неделю - какие там тренировки.... Она ката делает очень нервно, неуверенно и местами истерит. Ошибок много и техника слабовата, хоть и резка барышня местами нельзя не отдать должное. Я так понимаю, что её конёк - кумитэ. Я бы не стал так заблуждаться на её счёт относительно правильности ката.
Всё это так, конечно же, и я всегда делаю "поправку на ветер". Но кого брать за "эталон", если материала по какой-либо форме нет вообще, а денег на визит к мастеру хронически не хватает? К тому же ещё не факт, что на семинаре он покажет то, что бы ты хотел выучить, или что он форму выучил у создателя , а не у какого-нибудь "ненова"? Так что "то на то" и получается в среднем. Да, есть шихан Дорменко - профессионал высшего уровня, но есть и те (я например), кто по целому ряду объективных причин не может воспользоваться его услугами. Но это уже старая песня про то, что у попа была собака...