Было бы вообще интересно узнать, какие ката создал Асаи, а какие - Като? Като говорил, что очень долгое время сотрудничал с Асаи и тот научил его ВСЕМ "своим" ката. Как показывает практика, многие (если не все) ката Асаи Като исполняет "по своему". Пока не понятно, Като специально "доработал" то, чему его научил Асаи, или первоначально Асаи делал ката именно так. К большому сожалению, найдётся немного людей, способных дать достоверные сведения на эту тему. В частности, создание ката стоек приписывают Като (так же, как и четыре ката Кибакен, следующие за первым). Поскольку все ката стоек являются "учебными", а не соревновательными или аттестационными, вполне возможно, что некоторые элементы в них периодически меняются. Поэтому, полагаю, такие мелкие детали не столь принципиальны. В качестве примера можно привести ката Джунро Нидан: после первого Киай Асаи показывал моротэ-уке из кокуцу-дачи с последующим чудан-гяку-цки, переходя на месте в зенкуцу-дачи. Като в тех же движениях выполняет гяку-цки из кокуцу-дачи(как в Кокуцу-дачи-но-ката в "исполнении Сироткина"). Вот и гадай теперь, что более естественно для стилистики Асаи
У Асаи и Като, судя по видео, манера очень схожа. Живее что-ли "средних" стандартов.
"Старый" стандарт (Old JKA) например, отличался готовностью тела к приёму удара. Это очень хорошо видно на видео при исполнении техник Накаямой. При испонении он сжат подобно боксёрам.
"Средний" стандарт - тело самоубийцы :)) при стремлении к идеальным линиям и пропорциям. У Кагавы ещё видно отголоски "старых" стандартов. А у большинства современных каратек я лично вижу наплевательское отношение к встрече удара и слепое упование на технику.
"Новый" стандарт - естественность, и практичность граничащая с "мягкостью" + более развёрнутая подробность движений. Видео где Асаи объясняет вторую "тройку" Дзион, плеть вместо прямого сброса, например. === Мороте, в данном случае более уместно к "новому" стандарту, оно более подробно в связке со следующим действием. Как-то так..:)) === Разумеется мнение это моё. Совсем необязательно правильное..
Интересное мнение и интересные наблюдения. Безусловно, манера исполнения ката отражает манеру ведения кумитэ, однако в ката спектр применения техники намного шире, чем техника, применяемая в бою. Разные формы учат разным тактикам ведения реального боя (в идеале). Выполняя разные ката, боец "примеряет" на себя различные "доспехи" и пробует различное оружие. Совсем не обязательно, что он продолжит использовать их в настоящем бою. Например, человек может воздерживаться от атак ногами, но в ката он их "обязан" применять, что в итоге поможет ему развить в себе нужные навыки для их использования. Один известный тренер по вольной борьбе говорил: "Идя на приём нельзя допускать мысли, что он не получится". В этом рассуждении есть что-то от психологии "самоубийцы" , но, с другой стороны, только так можно воспитать в себе уверенность в своих силах и способностях. Думаю, что в практике ката, отчасти, воспитываются и такие способности. Подобно тому, как один и тот же текст, прочитанный с различными интонациями, может совершенно менять свой смысл, так и ката, состоящая из одних и тех же движений, может выполняться по-разному, неся в себе различную трактовку. Везде на первом месте "человеческий фактор"
Мороте там нет. Более того в третьем движении текуби каке уке сверху.... ну и далее много как по другому. Достоверно знает Дорменко и Като. Бруно Колер сам сказал Дорменко сэнсею, что "....забыл все ката Асаи". В разговоре с Кагавой последний бросил фразу, что не учит ката Асаи, потому что не может их запомнить (возможно не считал нужным). Отсюда у Хомбу JKS с Асаи Шиханом последние годы были тёрки и проблемы - Асаи демонстративно их не учил, а те ездили с ним по заграницам и подсматривали что он там показывает. Вобщем все как у людей...
Добавлено (23.04.2011, 11:44) --------------------------------------------- Като знал не все ката Асаи. Более того сейчас всплывают версии от Като - вроде серии кибакенов. Он не скрывает, что сам их создал. Однако в период размолвки с Асаи (2003-2006) Като был лишён подкачки новым материалом от Асаи. И получал информацию от Дорменко и от Ненова. Я не могу сказать насколько точно он воспроизводит полученый материал - в Москве (естесственно) он полученые в этот период ката даже не пытается показывать, боясь. что его поправят. В основном он даёт их в Прибалтике. Забавно, но там есть ошибки, небольшие, но есть. Ещё больше ошибок в ката Асаи у Бертела. Причём эти ошибки видны в ката, которые уже "закреплены" на видео лично Асаи. Похоже Бертел решил "додумать" ката Асаи. Например Какуёку Нидан не ыдерживает критики никакой - какие-то доп движения и уровни вообще другие. На попытки ответить впрямую про каминари араши - вообще соскальзывает с темы и уходит в сторону. Всё-таки так наверное поступать не надо. Полностью доверять тому что Бертел кладёт в инет - нельзя! Уж больно "самознайный" товарищь. С апломбом большого мастера. Надеюсь это скоро у него пройдёт. Но сейчас он ведёт себя как пацан, которому доверили карту с сокровищами и он всем пытается доказать, что она настоящая (карта в смысле).
"Страшнее кошки зверя нет!" Люди склонны доверять своим наставникам, поэтому, когда они приходят на семинары к Като или Бертелу, они верят в то, что это "настоящая" техника, переданная мастером Асаи. Определённо, Като сэнсей имеет очень сложный характер, однако это никак не влияет на качество его техники и уровень его мастерства. Бертел несдержан на язык, скромность - добродетель ему не присущая, но и он может быть для кого-то очень хорошим Учителем Какую нишу в истории они займут, покажет время. 20 лет миллионы людей добровольно обманывали себя, переходя на "летнее время" и в итоге вся Россия перешла на него окончательно, отказавшись от старой традиции и создав новую. Вывод - так ли важны догмы? Не берусь вспомнить цитату дословно, но когда-то услышал следующее: "Честный человек способен сделать ложное учение верным, а неискренний - исказить верное до лживого". По-моему здесь как раз тот случай - если веришь в то, что делаешь, то добьёшься своей цели, пройдя к ней СВОИМ путём.