На Окинаве эта ката известна под названием ПАССАЙ и имеет множество вариантов, созданных разными мастерами. Существуют версии Итосу, Оядомари и Мацумуры. Для всех Пассай характерно использование противоположностей: спокойствия и взрыва, напряжения и расслабления, быстрые и медленные действия, лёгкие и мощные приложения силы. Чтобы подчеркнуть характеристики этой ката, Гичин Фунакоши изменил название на созвучное – БАССАЙ, что означает «проникать в крепость» или «штурмовать замок». Сильные приёмы, акцентирующие движения бёдер и корпуса, напоминают таран, используемый против каменных стен. В Шотокан практикуют версию мастера Итосу, который завещал своим последователям две формы: БАССАЙ-ДАЙ и БАССАЙ-ШО. ДАЙ означает «большой», ШО – «малый». Часто говорят, что версия Дай просто длиннее версии Шо, но это не совсем так. В состав большой формы входит малая, а в состав малой – большая. Они неразрывно связаны и техника одной формы дополняет другую, образуя одно целое.
Бассай-дай – Проникновение в крепость (большая). Состоит из 42-х позиций и выполняется за 60 секунд. Серия защитных действий в начале ката помогает превратить изначально невыгодную позицию в выгодную, то есть использовать уязвимость как приманку для конечной победы. Следует обратить внимание на положение тела (гяку-ханми) при выполнении захвата (цуками-укэ) перед гедан-сокуто-гери, а также на яма-цуки, который выполняется троекратно (тем самым обращая внимание на важность этого элемента).
Это один из первых учебных роликов, в котором показаны так же наиболее часто встречающиеся ошибки. На мой взгляд, с того времени исполнение Бассай-дай изменилось не очень сильно.
Меня это видео заинтересовало.. Разбор ката Бассай Дай показанный на фестивале.
A Karate Research Institute of Virginia Instructor performing the Bassai kata and applications at the 2010 Japanese Festival in the Missouri Botanical Gardens .
Performed on Sat, 18.10.2008 for my club's 30 year jubilee celebration. A couple of years back I noticed that bassai dai is quite convenient for performance with sword. The cutting went quite well considering I trained only 3 weeks for this, with no previous knowledge of tameshigiri... - KFCMmuc
Спасибо - KFCMmuc
---
Интересное видео "народного творчества" на тему Басай Дай, мне понравилось.
Мысль прикладного применения прекрасна! Скажу больше, лично я, бывает исполняю разные ката с предметами которые "под рукой" от сигареты до ведра и лопаты, дубины и покрышки :). Увлекаться этим думаю не стоит, но некоторые моменты лучше понимаешь.. -- А ката с дыроколом показать на новогоднем вечере это ВЕЩЬ !!! ДАЁШЬ БАССАЙ С ДЫРОКОЛОМ !!! и адепты возможно заинтригуются и затрепещут от ужаса и восxищения.. :)))))) С уважением ко всем участникам. Яр
15. Hito no teashi o ken to omoe. Относитесь к ногам и рукам противника так, как бы вы относились к острым мечам. (Представляйте свои руки и ноги мечами.) Это означает, что каждый пропущенный вами удар может стать фатальным. Кроме этого, каждый, занимающийся каратэ, должен осознавать свои потенциальные возможности и понимать, что может превратить своё тело в смертельное оружие.
Решил привести 15-й пункт Нидзюкун Гичина Фунакоши вместе с комментариями, дабы напомнить, что искусство каратэ призвано превратить тело занимающегося в реальное оружие, а ролик, в котором "скрестили" Бассай-дай с катаной, всего лишь иллюстрирует этот принцип. Желание превратить конечности в оружие "породило" такие техники, как шуто (рука-меч), нукитэ (рука-копьё или протыкающая кисть), сэйрюто (рука-монгольская сабля), тэтцуй (железный молот), сокуто (стопа-меч), кумадэ (медвежья лапа, так же назывались самурайские боевые грабли) и другие. Кстати, наложение классической техники на владение граблями, монтировкой и дыроколом заметно увеличит их эффективное и рациональное применение в бою. Гичин Фунакоши применял для этого хаши (палочки для риса), да и другие мастера (включая Асаи и Като) от него не отстают. Из "этой оперы" и разработка техники для инвалидов... Королевской печатью можно заверять важные решения, а можно и колоть орехи - у кого как работает фантазия.
Конечно же, уважаемый Ракета знает всё это не хуже меня, просто мне непонятно его желание довести здравую мысль до абсурда. На месте этого неизвестного энтузиаста в хакама вполне мог быть и Като сэнсей (он уже демонстрировал свои возможности, завернувшись в "бедуинские одежды", мастерски используя палку и пояс), тогда выводы Ракеты наверняка были бы другими. Все мы люди... Не нужно и другим отказывать в этом праве.
Да нормальная тема в практике.. Скорее к независимости и расскованности ведёт.. Да и Ракета вроде нормально пошутил. Действительно плоxая идея воспринимать всё серьёзно.:) А без поиска (личного) применения всего этого в быту, вся теxника рискует оказаться чисто ритуально/танцевальной.. -- Был у меня период в жизни, свет включал ногами.. прошло (и не без евростандарта в выключателяx, метр от пола:)) Периодически подлавливаю себя, что руки и ноги что-то делают (бытовое) по принципам киxона.. не вижу в этом ничего страшного, а про полезность - вроде не мешает..:) С уважением ко всем участникам. Яр
На ту же тему: В 1982-м году проходил практику на радиозаводе им. Попова (RRR), к тому времени уже четыре года плотно практиковал каратэ. И тут слышу от "наставницы" тётеньки, лет под 50, практический совет. Привожу дословно: "Привыкай работать обеими руками. если хочешь стать регулировщиком, который деньги зарабатывает!" Я был посрамлён, как я сам этого не понял, ведь в зале только об этом и говорят - "Используй всё тело!"
8. Dojo nomi no karate to omou na. Каратэ – не только тренировка в Додзё. (Никогда не считай, что каратэ занимаются только в Додзё). К окружающему миру нужно относиться как к огромному Додзё, в котором подлинные занятия каратэ протекают 24 часа в сутки.
А ведь я ещё до начала тренировок дзюдо, лет в 9 - 11, давал себе задания дойти до школы с тяжёлым портфелем в руке, так, чтобы никого не задеть (причём специально для этого срезал путь, идя через базар, где людей в разы больше). Уже позже, когда приходилось много ездить по городу в общественном транспорте, никогда не садился и старался не держаться за ручки, тренируя устойчивость, никогда не пользовался лифтами. а по лестницам поднимался только бегом. На том же радиозаводе, работая на конвейере, "изобретал ката монтажника", исключая лишние движения, выгоняя мысли из головы и уподобляясь "железному всаднику". В любой работе есть место творчеству...
Я при использовании принципа продуманного минимализма могу разобрать автомат калашникова за 5 секунд, и все "запчасти" укладываю рядом, а не разбрасываю..:)))) С уважением ко всем участникам. Яр