- Tetsuhiko Asai (три варианта) - Yuko Willis 2004 год - Рошу от IJKA Болгарии - Юрий Кривой от 29.08.2009
Рошу (Нами-но-тэ) (Рука-волна) одна из Шидзэн ката (ката природных элементов) Асаи сенсэя, напоминающая волны прибоя, сокрушающие прибрежные скалы. Широкое применение комбинаций одной рукой и движений ног и рук взад-вперёд, походит на вечно изменчивые морские волны. В некотором смысле эта ката напоминает стандартную ката Шотокан Нидзюшихо, основанную на схожих принципах. - 77inesita
Разбираемые моменты на 25.12.2010: - Пункты 7 и 17. А куда собственно бьём локтём? (направление) - Пункты 7 и 17 стенограммы - направление ступни передней ноги в дзенкуцу-дачи - Пункты с 21 по 26 - вариации "дорожки".. - Пункты 29 и 32 - уракен либо тетсуи - Бункай - Сопутствующие обсуждения
Мастер Като показывал ката Рошу в Будапеште в 2008 году (насколько мне известно). Главные отличия в центральной дорожке, замена кибадачи на дзенкуцудачи в некоторыx моментаx и другие изменения.. С уважением ко всем участникам. Яр
Ролик, на котором Асаи сэнсей показываке Рошу Бертелу, Flatsand выложил не целиком, а только его заключительную часть. В каждом предыдущем "дубле", Асаи делал её немного иначе, явно вспоминая последовательность движений, в конце концов остановившись на этой версии. Меня смущает, что в результате этих "исканий", Асаи сэнсей добавил два мае-гери (кидзами из нэкоаши и следом уже из зенкуцу), которых я ни до, ни после этого уже не видел. Исполнение авторское, а "старший всегда прав". Однако, девушка, выполняющая Рошу на соревнованиях, так же не делает этих ударов. Если Суйшу и Кашу сам мастер выполняет в официальном фильме, и эти версии можно считать "канонизированными", то подобных вариантов исполнения Рошу и Фушу (Хушу) я ещё не видел. В 2004-м году на семинаре в Литве Като сэнсей показывал нам Суйшу с абсолютно другой заключительной комбинацией (неизвестно откуда взявшейся). Три года спустя, на семинаре в Риге, Като сэнсей демонстрировал Суйшу уже иначе, заключительная комбинация была практически идентичной той, которую делает сэнсей Асаи, однако, некоторые элементы Като продолжал делать "по своему". Повторюсь, я могу только предположить, отчего существуют такие "разночтения": либо в тот момент, когда Асаи показывал ката Като, он сам её так и делал, но позже решил изменить, не проинформировав об этом Като; либо сам Като сэнсей, работая над техникой и пониманием ката, решил её изменить (вероятно даже, что Асаи дал ему такие полномочия). Возможно, что истинные причины находятся где-то "между" этими предположениями и когда-нибудь мы о них узнаем "из первых рук". Но мне интересно это лишь с "исторической точки зрения", по технике меня вполне устраивают все варианты этих великих мастеров. Что касается самой техники ката Рошу, то нельзя не упомянуть несколько последовательных действий одной рукой, отсутствующие в классических ката Шотокан, которые возвращают нас к китайским корням каратэ (такие комбинации свойственны Годзю и Шито-рю). Ещё меня очень обрадовали мае-гери из киба-дачи (на тот момент я ещё не подозревал о существовании серии ката Кибакен) - до этого ноги из киба-дачи "задействовались" лишь в Тэкки и в Нидзюшихо, а хотелось большего. В каждой из Шидзен Ката Асаи сэнсея "растворено" великое множество полунамёков и прямых указаний, что делает практику этих форм увлекательным исследованием собственных возможностей и напрочь "размывает рамки" между ушу и каратэ. Естественно, это только моё мнение. Каждая ката мастера Асаи очень ёмкая и "многослойная" и на её постижение и осмысление мне абсолютно не жаль тратить любое количество времени.
Никаких полномочий Асаи на изменение своих ката не давал. НИКОМУ. и ВСЕГДА ЖУРИЛ КАТО, ГОВОРЯ "НЕ НАДО ВНОСИТЬ ИЗМЕНЕНИЯ В КАТА КОТОРЫЕ Я ПОКАЗЫВАЮ". Это рассказывал Дорменко - он был свидетелем этого разговора.
Никаких вариантов просто нет. Варианты исполнения ката Като сэнсеем от варианта Асаи сэнсея - ничем не отличается. Ракета Дата: Пятница, 17.09.2010, 06:21 | Сообщение # 2
Как оказалось (и это подтверждает сам уважаемый Ракета), варианты, всё же, есть. Они даже БЫЛИ ещё при жизни Асаи сэнсея, автор о них знал и относился к этому негативно. У меня два абстрактных вопроса: Почему Като сэнсей шёл и продолжает идти вопреки пожеланиям своего старшего коллеги и вышестоящего руководителя? Для чего уважаемому и прекрасно информированному Ракете нужно было это так категорически отрицать?
Мне это интересно только с "технической" точки зрения, я далёк от мысли намекать о том, что кто-то "плохой", а кто-то "хороший", просто хочется увидеть реальную картину и "расстановку сил", спрогнозировать, в какую сторону "качнётся эволюция" наследия Асаи сэнсея. Что мы получим в итоге? Сейчас, насколько я могу судить своим, сильно суженным и субъективным восприятием, картина напоминает крыловскую басню - Лебедь рвётся в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. У каждой организации, считающей себя в той или иной степени, продолжателем "дела Асаи", свои (отличные от других) стандарты его фирменной техники. А "когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт"... Грустно всё это, на самом деле.
Напоминаю, меня интересует техника, а не политика. поэтому сообщение размещаю здесь, а не в другом разделе. Осс!
1. Потому что все - люди. 2. Вероятно, что-то можно непонять или подзабыть. 3. Возможно , что выучив ката, потом можно что-то "потерять". Асаи НИКОГДА не разрешал снимать как он делает коте ката. Это - его право. В итоге мы получаем что кто-то что-то делает лучше, а что-то хуже. А Асаи всё время и всегда что-то менял. Может не желая того. И? От этого то что даёт Като не хуже и не лцчше. Это ВЗГЛЯД КАТО НА ИСПОЛНЕНИЕ КАТА АСАИКАРАТЕ. Вы же не видели Асаи вживую, а ката его делаете. Вернее путаетесь собрать версии исполнения в аутентичный вариант. Вы ожидаете что вас "поправят"? Возможно. Но провики этого делать не будут в силу того что это их повседневная работа и хлеб и просто так они не станут вас учить, а дилетанты-любители не имеют к этому ни интереса (им всё равно как лишь бы ногами махать) либо не имеют знаний по вопросам которые интересны в основном профессиональным инструкторам (специалистам). Насчёт согласия в товарищах - вы вообще загнули куда-то в дебри сладкосопельного братания и толерантности. Все пять претендующих на эту роль людей - вполне сформировавшиеся профессионалы. Это относится к Като, Дорменко, Бертелу, Эймосу и Ямагучи. Заметте, только Като и Дорменко работают вместе уже почти 20 лет, а вот остальные персоны - полностью и абсолютно независимы друг от друга. Что они там себе думают - хрен его знает. Эймос в США преподаёт, Бертел в Зеландию вернулся а Ямагучи - заложник Кагавы - сидит и не высовывается с катами Асаи. Кстати Бертел похоже уже пошёл придумывать собственные ката - например Каминари Араши - абсолютно нетипичная для Асаи форма, тем более при жизни последнего не упоминающаяся ни в одном из перечней. А техника и политика - очень близки. В силу их одного место рождения - Япония.
Конечно же, не мне окончательно судить о том, типична или нетипична Каминари Араши для стиля Асаи, тем более, что целиком я её не видел. У меня нет никаких причин "тепло" относиться к Бертелу, однако, несколько аргументов в пользу того, что Каминари Араши МОГЛА быть создана Асаи сэнсеем: - Первое движение ката - "калька" со знаменитой фотографии Асаи сэнсея. Возможно, Бертел для того его и использовал, чтобы ввести народ в заблуждение, но это Гамае для Асаи типично; - В ката присутствует несколько классических комбинаций из ушу, похожего на нань-цюань (короткий кулак), которые Асаи мог изучать (и, скорее всего изучал) на Тайване. Другие комбинации "нань-цюань" Асаи использовал в Сэйрю, следовательно, это тоже для него типично; - В середине ката есть прыжок, аналогичный прыжку в конце ката Какуёку Сандан. Точно такой же прыжок использовал Асаи сэнсей во время съёмок учебного фильма Накаямы о кумитэ, это одна из его "визитных карточек"; Все, перечисленные мною аргументы, не исключают того, что Каминари Араши МОГ придумать сам Бертел (как мог её придумать любой из старших "учеников" Асаи сэнсея), только вот вопрос - для чего ему это было нужно? Бертел итак обладает обширной базой технических знаний (не говорю навыков), достаточной для того, чтобы успешно проводить многочисленные семинары с теми, кому это интересно. Да и степень, выданная ему Асаи сэнсеем, говорит только в его пользу... Факт того, что Кибакены Нидан, Сандан, Йондан и Годан разработал Като сэнсей, ничуть не умаляют их техническое значение и я не делаю между ними и Кибакен Шодан (разработанный Асаи сэнсеем) никаких различий. Они все для меня равноценны. Так же и Каминари Араши - если сам Бертел (или кто-либо другой) публично признается в её авторстве, мне она не будет из-за этого нравится меньше. Возможно потому, что я не "профессионал".
В итоге мы получаем что кто-то что-то делает лучше, а что-то хуже. А Асаи всё время и всегда что-то менял. Может не желая того. И? От этого то что даёт Като не хуже и не лцчше. Это ВЗГЛЯД КАТО НА ИСПОЛНЕНИЕ КАТА АСАИКАРАТЕ. Вы же не видели Асаи вживую, а ката его делаете. Вернее путаетесь собрать версии исполнения в аутентичный вариант. Вы ожидаете что вас "поправят"? Возможно. Но провики этого делать не будут в силу того что это их повседневная работа и хлеб и просто так они не станут вас учить, а дилетанты-любители не имеют к этому ни интереса (им всё равно как лишь бы ногами махать) либо не имеют знаний по вопросам которые интересны в основном профессиональным инструкторам (специалистам). Насчёт согласия в товарищах - вы вообще загнули куда-то в дебри сладкосопельного братания и толерантности. Все пять претендующих на эту роль людей - вполне сформировавшиеся профессионалы. Ракета Дата: Суббота, 15:38 | Сообщение # 10
Всё это мне прекрасно известно, и об этом я неоднократно писал на этом форуме, однако всё меняется, включая и "профессионалов" и "любителей".
А Асаи всё время и всегда что-то менял. Может не желая того. И? От этого то что даёт Като не хуже и не лцчше. Это ВЗГЛЯД КАТО НА ИСПОЛНЕНИЕ КАТА АСАИКАРАТЕ. Ракета, там же...
Кстати.. Версия видео ката Рошу от IJKA Болгарии, судя по концовке - это версия мастера Асаи. Итагаки, спасибо за доп. инфо к видео Рошу с девушкой! С уважением ко всем участникам. Яр
У меня вопросы по пунктам 7 (7. Gyaku-kaiten, hidari-zenkutsu-dachi, hidari-jodan-empi-uchi) и зеркальном пункте 17.
Положение (направление) ступни передней ноги в дзенкуцу. 1. Ступня передней ноги направлена в направлении удара локтём, то есть прямо вперёд. либо 2. Ступня передней ноги повёрнута на 45 градусов внутрь от направления удара локтём.
В первом случае возможно "глубже" лучше вложиться в удар.. Во втором общая позиция устойчивее..
Ежли рассматривать "бункай" учитывая разворот, то удобней "приxод" вторым вариантом.. -- Кто как исполняет? И почему?
Это стенограмма (под спойлером) ката Рошу согласно версии IJKA Americas
IJKA Kata – Roshu
1 Right foot step to 3 o’clock and make right Kokutsu dachi, chudan uchi-uke. 2 Slide back right foot to make right Neko-ashi dachi, gedan barai. 3 Remain right Neko-ashi, right jodan uchi mawashi kaishu tekubi uke. 4 Remain stance, mae ashi mae geri, after kick return to right Neko ashi. 5 Right foot step to 2 o’clock to make Kiba dachi, right chudan teisho uke. 6 Turn counter clockwise pivoting on right foot, make left Zenkutsu dachi to 2 o’clock, left jodan enpi tsuki. 7 Turn clockwise pivoting on right foot and make Kiba dachi (boday facing to 11 o’clock), right gedan barai to 2 o’clock. 8 Remain stance, right jodan age uke with fist to 2 o’clock. 9 Remain stance, right fist kentsui uchi to chudan. 10 Remain stance, right fist jodan nagashi uke with left arm extend to 11 o’clock. 11 Remain stance, right jodan uraken uchi to 11 o’clock (left fist pulled back to hip). 12 Right kaishu jodan harai uke to 9 o’clock as step forward with right foot and make short zenkutsu dachi to 9 o’clock. 13 Turn counter clockwise pivoting on right foot, make left Kokutsu dachi, left chudan uchi ude uke to 9 o’clock. 14 Pull back left foot and make left Neko ashi dachi, left gedan barai. 15 Remain stance, left jodan uchi mawashi kaishu tekubi uke. 16 Remain stance, mae ashi maegeri, after kick return to left Neko ashi. 17 Left foot step to 10 o’clock to make Kiba dachi, left chudan teisho uke. 18 Turn clockwise pivoting on left foot, make right Zenkutsu dachi to 10 o’clock, right jodan enpi tsuki. 19 Turn counter clockwise pivoting on left foot and make Kiba dachi, left gedan barai. 20 Remain stance, left jodan age uke. 21 Remain stance, left kentsui uchi to chudan. 22 Remain stance, left jodan nagashi uke with right arm extended to 2 o’clock. 23 Remain stance, left jodan uraken uchi. 24 Step back with left foot to 6 o’clock, make right Neko ashi dachi to 12 o’clock, right jodan age uke. 25 Step forward with right foot to make right Zenkutsu dachi, left chudan gyaku zuki. 26 Step forward to make left Zenkutsu dachi, right chudan gyaku zuki. 27 Right jodan mae geri, without moving both arms. 28 Jump in with the kicked foot and make Kosa dachi, left chudan zuki and right jodan soto mawashi uke (right fist ends at left ear). 29 Step back with left foot to 6 o’clock and make Heiko dachi (body facing 9 o’clock), right jodan kentsui soto wamashi uchi. Ki-Ai! 30 Step left foot to 6 o’clock and make left Zenkutsu dachi to 6 o’clock, right jodan haito soto mawashi uchi. 31 Remain stance, left jodan ura zuki. 32 Step forward with right foot and make Kiba dachi (body facing 3 o’clock), right kentsui gedan tate mawashi uchi to 6 o’clock. 33 Remain stance, right kentsui jodan tate mawashi uchi. 34 Pull right foot and make right Neko ashi dachi, left jodan zuki and right jodan nagashi uke (right fist near right ear). 35 Step forward with right foot and make right Zenkutsu dachi, right jodan uraken uchi komi. 36 Step forward with left foot and make Kiba dachi (body facing 9 o’clock), left kentsui gedan tate mawashi uchi to 6 o’clock. 37 Remain stance, left kentsui jodan tate mawashi uchi. 38 Pull left foot and make left Neko ashi dachi, right jodan zuki and left jodan nagashi uke (fist near left ear). 39 Step forward with left foot and make left Zenkutsu dachi, left jodan uraken uchi komi. 40 Step forward with right foot and make heiko dachi facing 6 o’clock. 41 Turn counter clockwise pivoting on right foot, make Kiba dachi (body facing to 12 o’clock), right chudan uchi ude uke. 42 Remain stance, right jodan mae geri, chudan ren zuki (right and left). 43 Step left leg and Kosa dachi then step right foot to 3 o’clock to make Kiba dachi, left chudan uchi ude uke. 44 Remain stance, left jodan mae geri, ren zuki (left and right). 45 Pivot right foot and make right Kokutsu dachi?to 3 o’clock, right jodan uchi ude uke, left jodan kaishu kamae (hold near left cheek, palm facing down). 46 Make right Zenkutsu without moving feet, left jodan yoko nukite (3 o’clock). 47 Step forward with left foot and make left Zenkutsu dachi, left chudan tekubi mawashi uke and right jodan teisho uchi. 48 Step back with left foot and make left Kokutsu to 9 o’clock, left jodan uchi ude uke, right jodan kaishu kamae. 49 Make left Zenkutsu without moving feet, right jodan yoko nukite. 50 Step forward with right foot and make right Zenkutsu, right chudan tekubi mawshi uke and left jodan teisho uchi. 51 Turn counter clockwise pivoting on left foot, make left Zenkutsu to 12 o’clock, arms circulate slowly but in large motion and hold fists to sides in gendan position. 52 Step forward with right foot and make right Kokutsu dachi, chudan morote uchi ude uke. 53 Make right Zenkutsu with quick shifting forward, jodan morote ura zuki. Ki-Ai! 54 Step forward with left foot and make left Kokutsu dachi, left shuto jodan tate mawashi uchi (all movements done slowly). 55 Step back with left foot to natural stance.