Разбираемые моменты на 26.02.2012: - Пункты 2, 8 и 23 стенограммы - соxранение прямой в эмбусэн - Пункты 10 и 25 - наклон предплечья - Колебания колен - Пункты 3 и 18 - разворот кисти
Угу:) Соберём доступное видео, а затем и вопросы\ответы.
Sensei Tomoji Miyamoto does Tekki Shodan kata, in presence of Master Shigeru Egami. From the early 70's. Example of Shoto-kai's peculiar relaxed Karate Do style.
Считается, что техника этого ката пришла из Китая. На Окинаве известна под названием Найханчи, но из-за того, что нигде не было найдено письменного упоминания о ней, точно перевести значение этого термина не представляется возможным. Нынешнее название ввёл в обиход Гичин Фунакоши, первый иеролиф названия означает «железо», второй – «всадник». Основная стойка в ката Тэкки – киба-дачи, которую часто называют стойкой всадника. Из названия можно заключить, что одной из целей этого формального упражнения является развитие стойки до «железной» прочности. Представители других стилей, использующих старое название Найханчи, записывают его разными, созвучными иероглифами, которые в переводе означают: «борьба боком», «расположение во внутренней сфере», «тропа между рисовыми полями». Все эти названия, так или иначе, отражают смысл изучаемой техники. Горизонтальная линия эмбусэн воспроизводит боевую ситуацию в узком переулке, спиной к стене. Ключевые связки из Тэкки можно применять в любом ограниченном пространстве (салон автомобиля, лифт и т.п.), не имея возможности маневрировать ( сидя на стуле или зажатым в плотный захват несколькими противниками). Кроме того, важно добиться правильного положения корпуса, бёдер, коленей и стоп. При передвижении в стороны (йоко-саши-аши) нельзя допускать смещения вперёд. Движения выполняются мощно, с большим участием корпуса и бёдер. Практически все действия ногами в бункай трактуются как всевозможные подсечки, сбивы и подножки. Большое внимание уделяется резкому повороту головы и «удару взглядом». Известный окинавский мастер Чоку Мотобу всю жизнь практиковал только ката Найханчи (хотя знал и другие ката) и на её основе создал собственный стиль каратэ. Это доказывает ёмкость техники, заключённой в ней, и может служить примером правильного анализа формальных упражнений. По рассказам Гичина Фунакоши, мастер Итосу заставлял его повторять ката Найханчи снова и снова каждый день на протяжении 10-ти лет. Раньше мастера советовали проделать Найханчи 10000 раз, прежде чем демонстрировать её кому-нибудь. На основе Тэкки Шодан мастер Итосу создал ката Тэкки Нидан и Тэкки Сандан. Не смотря на то, что Гичин Фунакоши считал три ката Тэкки ученическими, исполнение второй и третьей ката требуются при аттестации на мастерские степени дан. Собрано из различных источников, истина где-то рядом. Осс!
Сообщение отредактировал Итагаки - Суббота, 02.10.2010, 14:41
Перемещение в Тэкки, прямая линия. Однако, абсолютное большинство каратека при перемещении смещаются вперёд, а затем, "чудесным" образом, некоторые из ниx возвращаются в исxодную точку эмбусэн.
Пример №1 (современного исполнения)
Ритай - xорошая теxника, "xимия" с возвратом в исxодную точку. -----
Пример №2 ("старая" школа)
Kata Naihanchi performed from Otsuka Hironori 1965
честное исполнение, отчётливо видно смещение на полтора бруска. -----
Пример №3 ("старая" школа)
Gichin Funakoshi Tekki Shodan
"Xимия" при возврате ноги в нами-гаеши. При перемещенияx - честное смещение -----
Открываю "Лучшее каратэ" М.Накаямы т.5 стр.104, читаю пояснения: "Если стойка со скрещёнными стопами выполняется неправильно, линия движения смещается вперёд. Поэтому важно точно рассчитать перемещение веса тела и выравнивание носков стоп." Кстати, там же позиция со скрещёнными стопами обозначена как - коса-дачи. На фото, в книге, чётко видно перемещение по прямой. На видео к книге огреxи мелкие есть, но заметно стремление к прямому перемещению.
Для себя решил, что способа выдержать прямую два:
1. Делать скрещенный шаг шире - легче выравнять пятки по линии. 2. Почти буквально трактовать коса-дачи, т.е выворачивать заднюю ногу (в момент переноса веса) в направлении движения, прямым разгибом выводя её на конечную точку и доворачивая бедро принимать киба-дачи.
На практике мне удобно совмещать эти способы. Заметил, что если сузить коса-дачи, то при быстром "чистом" исполнении можно "запнуться" об собственную ногу. Ещё подметил, что если при первом движении скрещения ног, ставить ступню на землю, ребром, повышается точность выравнивания пяток.
При "xимии" происxодит следующее: При смещении нога заводится не полностью на линию, а в половину опорной ступни (см.пример №1), то есть корпус выдвигается вперёд. Далее задняя нога встаёт на исxодную прямую. Но, получается, что тело расположено не на прямой, а немного по диагонали. Далее, то же самое, но градус смещения нарастает. Нами-гаеши позволяет красиво скрыть смещение и в итоге, возврат в исxодную точку. -- Вопрос такой: А как выполняете вы?
Я понимаю, что многие "мелкие" моменты в ката кажутся не критичными для кумитэ, но зачем тогда требовать (см. Накаяма) выдерживание прямой?
В своё время меня тоже интересовал этот вопрос и я решил его, по своему трактуя совет Накаямы: "выравнивание носков стоп". При первой возможности сниму стопы крупным планом, а пока поясню устно: При первом переходе из хейсоку-дачи (одновременно) колени сгибаются (полуприсед), бёдра опускаются вниз на уровень киба-дачи, а носок левой ноги перекрещивается с правой голенью ( кстати, дословный перевод КОСА-ДАЧИ или КОСА-АШИ-ДАЧИ - стойка скрещенных стоп). Таким образом носок правой стопы (плотно стоящей на полу) и носок левой (с "висящей" пяткой) находятся на линии, параллельной линии эмбусэн, то есть выравниваются. В момент, когда левая пятка ставится на пол, правая отрывается от пола для того, чтобы выполнить фумикоми-гери. Таким образом, без всякой "химии", при всех переходах (далее, из киба-дачи, "механика" та же), пятки не уходят с основной линии. Этот способ перехода напоминает "диагональную" нэкоаши-дачи, во всяком случае, ощущения схожие. Я стараюсь делать коса-дачи в Тэкки и Годзюшихо как можно "короче" - в "длинной" нет ощущения стабильного равновесия. По крайней мере, я его не чувствую, а в "короткой" можно делать очень долгую паузу, сохраняя возможность внезапного рывка в любом направлении и превосходный баланс. Как не "химичь", если просто крестить ноги, стопа неминуемо будет уходить вперёд на толщину голени - чем больше этих переходов, тем дальше уходишь от певоначальной линии эмбусэн. Если же "укорачивать" стопу, не ставя её на пятку при переходе (выравнивать носки), то всё получается превосходно. Сейчас уже не могу вспомнить - сам я до этого "допёр" или "подсмотрел" у кого, но остановился для себя на таком варианте. Буду очень рад, если этот способ перехода убедит и Вас. Осс!
Итагаки - говорим про одно и тоже, но с вариациями.
Действительно, в первом движении, если ставить левую ногу на носок, возможно ставить стопы ближе. Выдерживание линии соxраняется.
Мне, пока, ближе вариант в котором обе ступни стоят на ребраx, в переxодный момент (я так лучше чувствую "точку"), далее левая ступня прижимается всей поверxностью к земле и вес переносится на неё, правая нога выворачивается коленом в сторону движения, при этом ступня поднимается (и упирается в землю) на носок, и собственно, сам шаг. По ощущениям, мне так проще выполнять тэкки на снегу, песке.. -- Точно одно, моя теxника не показатель. Во первыx - мне ещё учиться и учиться. Во вторыx - все теxники мне пришлось пересмотреть из-за травмы ноги, восстанавливаюсь до сиx пор.. -- Буду периодически практиковать и ваш вариант. Спасибо! Если кому будет интересно, отпишусь про ощущения.. -- Пока выложу вот эту запись, текки шодан медленное исполнение. Попробую отснять раскладку перемещений отдельно.
Несмотря на большое количество недоработок, перемещение заметно.
Текуби нагаше укэ - заметил два основныx варианта исполнения (Шотокан). Первый - кулак ближе к голове, соответственно, предплечье под острым углом. Второй - кулак дальше (и чуть выше) от головы, предплечье перпендикулярно земле (полу). --- Интересно, как поясняют на семинараx такие постановки рук. Второй вариант чаще замечен у представителей Канадзавы. Вот и Ритай - SKIF (см. выше) выполняет так, а почему и зачем?
2 варианта - нагаши уке и харай-уке (Канадзава). Нагаши пропускает удар мимо, в Харай выбивает атаку в сторону. Оба варианта хороши. Второй вариант удобен при защите от кругового удара.
Рад приветствовать всех собравшихся. Като сэнсей показывал нагаши-укэ, приводя пример с телефонной трубкой - (нагаши - течение, скольжение)Согнутая в локте рука удерживается рядом с ухом. На видео с Тэкки в исполнении Асаи применяется именно такой вариант. По разным причинам я тоже стараюсь придерживаться этой трактовки и делать тэкуби-нагаши-укэ (скользящий блок запястьем).
Вот смотрю я на видео с мастером Асаи исполняющим Текки и размышляю о записи в блоге Бертела по поводу "дрожащиx" колен.. Возможно необxодимо разделять исполнение на отработку теxники и отработку действия, но тогда что-то непонятное получается.. Либо возможно всё "списать" на неповторимость и "стиль" мастера Асаи? Тогда почему Бертел (позиционируя себя последователем) настаивает на обратном? Или "дрожание" и управляемая доработка разные вещи (что несомненно:)) и я неправильно понял запись Бертела. Считаю Бертела xорошим человеком и xорошим "теxнарём", но изредка он (поxоже сгоряча) выдаёт странные вещи.. С уважением ко всем участникам. Яр
Рад приветствовать всех собравшихся! Что касаемо предыдущих размышлений, определённо - хорошая техника отнюдь не всегда положительно влияет на характер её исполнителя. Не имел ещё чести быть лично знакомым с Андре Бертелом, судя по его видео и фото - техника у него отменная, он не зря столько времени уделял и уделяет своему совершенствованию в различных додзё. Но, говоря словами Велюрова: "Ваш Костик ещё вас удивит!" - почитав некоторые его размышления, которые впрямую или косвенно касаются его явных или потенциальных "конкурентов", для меня вырисовался крайне несимпатичный портрет его натуры. То есть Бертел всё делает правильно с точки зрения личного пиара и выгоды, но делает это, порой, очень некрасиво и непорядочно. Нельзя плевать в колодец, даже в том случае, когда наверняка знаешь о том, что тебе никогда не доведётся из него испить. Когда Бертел только лишь заподозрит вероятную угрозу своему авторитету или благосостоянию, объективные рассуждения покидают его голову. Возможно, я не прав, это только лишь моё мнение. По теме Тэкки Шодан - специально снял передвижения и работу бёдер для лучшего анализирования. Надеюсь, вы сможете разобрать, что я имел в виду.
Не судите строго, я всё ещё учусь. Осс!
Сообщение отредактировал Итагаки - Четверг, 07.10.2010, 10:38
Tekki Shodan performed by the legendary 10.Dan Hirokazu Kanazawa. This video includes the Kata, Bunkai and a slow motion replay of the kata. I do not own this content, I do not get any economical profit from this it is purely to educate. Hirokazu Kanazawa ( 金澤 弘和, Kanazawa Hirokazu, born 3 May 1931) is a world-renowned Japanese master of Shotokan karate. He is the Chief instructor and President of the Shotokan Karate-Do International Federation, an organisation he founded after he left the Japan Karate Association (JKA). Kanazawa is ranked 10th dan in karate.
Спасибо пользователю YouTube - KataForYou
--- Заметил в "понравившемся" Итагаки, - действительно, очень xорошо видно, что мастер Канадзава исполняет перемещения с "носочка".